3 октября 2022 года Бюро национальной статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам опубликовало свой очередной пресс-релиз под названием: «Инфляция в Республике Казахстан». Из документа четко следует, что Акорда и лично Касым-Жомарт Токаев терпят сокрушительное поражение в борьбе с инфляцией.
Так, в сентябре текущего года розничные цены и тарифы выросли в республике по сравнению с предыдущим месяцем на 1,8%, в том числе платные услуги на 2,7%, непродовольственные товары на 1,9%, продовольственные товары 1,2%. В целом с начала 2022 года жизнь в Казахстане подорожала на 15,4%, а за год (по сравнению с сентябрем 2021 года) – на 17,7%.
В принципе казахстанцы, массово выплеснувшие свое недовольство положением дел в стране и своим личным благосостоянием в начале года, могли бы и проглотить этот «прыжок» цен и тарифов. Тем более что в истории республики он далеко не первый и не самый высокий. Но в стране началась предвыборная кампания, в рамках которой действующий президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед собой задачу получить вотум доверия от сограждан.
По словам преемника елбасы, это ему нужно, чтобы реформировать страну и повысить качество жизни граждан. Но мы, оценивая сделанное в стране уже при президенте Токаеве, относимся к его словам с большим скепсисом.
Пока складывается ощущение, что главная задача Токаева совершенно иная – закрепиться в президентском кресле и продолжить делать то, что делал так называемый «лидер нации» — править страной и злоупотреблять своим положением, хотя, может быть, уже не так единолично, откровенно и прямолинейно, как его предшественник.
Неудивительно, что в результате такого высокого роста цен Акорда и ее главный обитатель оказались в крайне сложном положении, поскольку могут противопоставить ему только обещания прекрасного будущего и разовые, относительно небольшие по размеру социальные выплаты наиболее бедным и социально незащищенным гражданам.
Будет ли этого достаточно, чтобы Касым-Жомарт Токаев победил на президентских выборах 20 ноября 2022 года?
Скорее всего, да. Но не потому, что народ насытится или обманется, а потому что жизнь продолжается, и проще выживать, чем снова идти на баррикады.
Но это, помимо всего прочего, означает, что казахстанским властям придется что-то делать, чтобы январский «взрыв» протестных настроений не повторился. Вопрос — что?
Пока правительство РК главным образом оказывает словесное и административное давление на бизнес, как отечественный, так и подконтрольный иностранным инвесторам, пытаясь заставить или убедить их делать то, что нужно Акорде.
Чтобы убедиться в этом, не надо долго и далеко искать, достаточно почитать официальные пресс-релизы на сайте премьер-министра РК.
Так, 3 октября 2022 года Смаилов поручил, например: «держать поставку и распределение угля на особом контроле». И это при том, что: «за январь-август 2022 года в стране добыто 73,7 млн тонн угля, что на 6,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным угледобывающих предприятий, его стоимость на ключевых разрезах сохранена на прошлогоднем уровне».
Однако в условиях рыночной экономики нет смысла держать поставки и распределение угля на контроле, поскольку механизм балансирования спроса и предложения должен работать без какого-либо вмешательства, в том числе и со стороны государства. Однако правительство настаивает, что оно может это делать, а Акорда с Токаевым не собираются этому мешать и даже приказывают.
Или взять вот это: «для недопущения роста цен на уголь в местах реализации приняты меры по обеспечению его бесперебойной транспортировки и ограничению вывоза за пределы страны автомобильным транспортом (на 6 месяцев)», а «Кроме того, для удобства граждан прорабатываются варианты реализации твердого топлива через популярные маркетплейсы и банковские приложения. В этом направлении одним из крупнейших банков страны уже запущен пилотный проект в Костанайской области».
Но почему бы Акорде и правительству РК не прибегнуть к вполне рабочем, проверенному во многих странах варианту решения проблемы с обеспечением казахстанцев углем в нужных им объемах: дать свободу рук предпринимателям, установив жесткий контроль только на первом этапе движения топлива — у производителей, причем только на ограниченный срок – скажем, на месяц.
И не контролировать цены, а начать оказывать целевую поддержку наиболее нуждающимся категориям граждан, список которых у местных властей точно уже есть. И на этом все.
Увы, пойти на такой шаг нынешняя казахстанская авторитарная политическая система и «суперпрезидентская» вертикаль не могут. Точнее, боятся. И они правы, поскольку ключевых товарных групп, дефицит которых может снова спровоцировать массовое недовольство граждан и затем вывести на улицу, как минимум пара десятков. И чтобы помогать покупать их всем нуждающимся в стране, никакого государственного бюджета не хватит, а Национального фонда хватит на пару лет.
Вот и приходится Алихану Смаилову давать команды своим подчиненным, которые кроме смеха сквозь слезы вызвать не может. Цитируем: «В завершение он (премьер-министр РК – ред.) подчеркнул, что Мининдустрии совместно с акиматами регионов нужно держать поставку и распределение угля на особом контроле, а Агентству по защите конкуренции – пресекать факты и не допускать необоснованного роста розничных цен».
Честно слово, зло берет, что через 31 год после того, как Казахстан официально взял курс на построение рыночной экономики, приходится писать такие комментарии. А все потому, что Касым-Жомарту Токаеву нужно во-чтобы то ни стало переизбраться главой государства, а для этого все пути и методы хороши, включая навешивание «лапши» на уши избирателям.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.