Во время январских событий 2022 года в Талдыкоргане расстреляли семью – отца, мать и их 15-летнюю дочь. На прошлой неделе в военном суде Алматинского гарнизона начался судебный процесс по делу о их гибели.
8 января 2022 года Нурболат Сейткулов (1969 года рождения), его супруга Алтынай Етаева (1970 г.р.) и их 15-летняя дочь Нурай (2006 г.р.) возвращались из гостей домой по улице Акбастау и на свою беду встретились с теми, кто должен был бы их защищать, но вместо этого убил.
Военнослужащие-контрактники войсковой части 18404 и сотрудники полиции изрешетили машину, в которой они ехали, из автоматов.
Никто не выжил и выжить не мог. Вот что рассказывает адвокат потерпевших Ринат Баймолда:
«Судя по видео Центра управления информацией, их машина поворачивает направо и по ней открывают шквальный огонь. Там просто фейерверк был, не думаю, что у этих людей был шанс выжить. Обстреливали машину по всему ходу движения – она пробита спереди, сбоку с пассажирской стороны и сзади. Девочка была убита выстрелом в затылок. Мы осматривали потом машину, в ней было больше 30 пулевых отверстий, но на самом деле намного больше, потому что мы не можем точно сказать, сколько пуль влетело в разбитые стекла».
Сразу же в январе прошлого года было заведено дело, и было установлено, что стреляли восемь человек. Заключение баллистической экспертизы показало, что отец и дочь были убиты из одного автомата, подозреваемый установлен.
Всего же в автомобиль было выпущено 54 пули. Из них одна попала в главу семьи, две — в девочку и три — в супругу, но кто именно стрелял в женщину, до сих пор не установлено.
По словам адвоката, по делу имеется видео, множество свидетелей, вещдоки, было понятно, что никакой угрозы участковому пункту полиции, возле которого стояли стрелявшие, от семьи не исходило. И установить виновных казалось было делом несложным. Но в ноябре прошлого года следователь закрывает дело – «за отсутствием состава преступления»!
Лишь благодаря принципиальности Алматинской областной военной прокуратуры дело было, считает Баймолда, передано на новое рассмотрение.
«С решением следователя не согласился военный прокурор, за что ему огромное спасибо. Прокурор посчитал, что это дело найдёт своё разрешение только в суде, и отправил его на новое рассмотрение. Следователь же ни меня, ни родственников погибших о своем решении не уведомил, это выяснилось только в декабре, когда мы начали знакомиться с делом после отправки в суд.
Почему он решил закрыть дело? Следователи у нас, к сожалению, перестали быть независимыми процессуальными фигурами. В Талдыкоргане все три следователя военной прокуратуры ушли – кто на другую должность, кто в армию, кто вот на пенсию. Есть такое выражение: «Если ты не закончишь это дело, это дело может закончить тебя». Вот наш следователь после вынесения решения о закрытии дела сразу ушел в отпуск с дальнейшем увольнением на пенсию. Понимаете, есть законы, протоколы, а есть личное общение. Когда спрашиваешь: «У вас какой-то другой Кодекс?», они показывают пальцем наверх.
Обычно я настраиваю своих клиентов на примирение сторон. Но в данном случае, как представитель потерпевших, простить никого не могу, чтобы эта безвинно расстрелянная семья мне потом не снилась. Знаете, у казахов есть такое выражение — «қан жібермейді» (кровь не отпустит). Есть законы, бумажки, документы, а есть карма и суд божий. Поэтому считаю, что кроме, естественно, закона и справедливости, в этом деле нужно опираться еще и на совесть» — сказал адвокат «Республике» в комментарии по телефону.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про январские протесты в нашей спецрубрике.
Рассказывая о начавшемся судебном разбирательстве, Ринат Баймолда замечает:
«Такие процессы всегда неоднозначны. Сначала они почему-то вывели дело о гибели Алтынай Етаевой в отдельное производство, Следствие не нашло якобы стрелявших в нее. Потом пытались не допустить в качестве потерпевшей ее сестру, но мы подали ходатайство, и ее признали все-таки потерпевшей и допустили на суд, она же приходится родной тетей погибшей девочки. Просто Салтанат Етаева, бывший юрист, грамотная женщина, может поэтому ее пытались «отшить». Со стороны Нурболата Сейткулова и его дочери Нурай признана потерпевшей также его родная сестра – Дарига Даулеталиева».
В начале судебного процесса были поданы ходатайства для допроса в качестве свидетеля экс-главу ДВД Алматинской области Серика Кудебаева, суд над которым также начался в Талдыкоргане. Ринат Баймолда мотивирует это необходимостью спросить у него о том, какой приказ он получал, и тем, что подсудимый охранял пункт полиции, относящийся к департаменту полиции.
Также было подано ходатайство по изменению меры пресечения единственного подсудимого по делу — рядового военнослужащего военной части 18404 Данияра Егембаева. В отношении него возбуждено уголовное дело по «превышению власти», хотя, по мнению адвоката, это убийство.
«По-моему мнению, это – убийство, никакое не превышение власти и не халатность. Я исхожу из того, что у меня есть официальный ответ от КНБ и МВД, где написано, что мои клиенты на учёте как религиозные экстремисты, последователи нетрадиционных религий не состояли, не участвовали в массовых беспорядках, не привлекались к административной ответственности.
Не считаю, что военнослужащие на законном основании применили оружие – по уголовному праву для применения силы, оружия, спецсредств от того, против кого они применяются, должна исходить реальная, стойкая, продолжающаяся опасность для жизни и здоровья применяющего или окружающих. От моих клиентов никакой опасности не исходило.
Даже если это нарушение режима ЧС, это максимум 15 суток, и то только родителям, несовершеннолетняя девочка не могла привлекаться к административной ответственности. То есть военослужащие и полицейские начали стрельбу, явно выходя за пределы своих прав и полномочий, существенно нарушив законные права и законные интересы граждан, охраняемых законом и Конституцией», — считает Ринат Баймолда.
По его мнению, действия стрелявших можно квалифицировать как покушение на совершение преступления по статье 24-й уголовного кодекса.
«Если я буду стрелять в вашу сторону, но по обстоятельствам непреодолимой силы не смогу попасть, это покушение на убийство, а тут люди проходят по делу свидетелями.
Кроме извлеченных из тел, в машине найдено множество других пуль, они даже из фонарных столбов извлечены. Даже если они, как утверждается, непригодны к экспертизе, следователь должен был провести ситуационную экспертизу, расчертить, где каждый конкретно стоял, восстановить траектории пуль, исходя из видеозаписи, которая есть в материалах дела. Кстати, нагрудных жетонов с видеокамерой, которая должна быть у каждого полицейского, в этот раз почему-то ни у кого не оказалось.
Знаете, когда они увидели, кого расстреляли, они даже не сделали попытки оказать какую-то медицинскую помощь. Просто погрузили в какую-то грузовую машину и отвезли сразу в морг», — рассказал адвокат.
Подписывайтесь на Telegram-канал RespublikaKZmediaNEWS>> https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий пишите, присылайте фото, аудио, видео и документы в наш анонимный бот ➡️ @KZmediaNEWS
Ринат Баймолда также не согласен с тем, что в деле лишь один подсудимый.
«Стреляли восемь человек, но сейчас только один подсудимый. А остальные где, почему их уводят от ответственности, дав им статус свидетеля? И почему этот подсудимый не находится под арестом, а спокойно продолжает ходить на работу?
Его мера пресечения сейчас – «находиться под присмотром командования части». Грубо говоря, за ним присматривают в части, если он куда-нибудь «свалит», кто будет в ответе?
Вину свою он не признает, говорит, что стрелял не специально, а только по колесам, тогда как получилось, что все трое в машине погибли?», — недоумевает Ринат Баймолда.
Ходатайства судья Зарина Рахметова, рассматривающая дело, пока оставила открытыми. Следующее заседание назначено на 8 февраля.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945. И есть еще несколько способов – на этой странице.