Почему-то идея создания фонда* заставила меня привычно содрогнуться. Кто источники его пополнения? Рядовые граждане или богатеи? Или опять какая-то замаскированная схема косвенного налогообложения? Или наоборот спасения от налогов тех, кто и так не стоит в очереди за масками и молоком? Вы верите экс-президенту, что его пополнят, а главное потратят правильно?

Почему «Нур Отану» надо выделять отдельные деньги? Они (нуротановцы — ред.) и так были на государственном попечении народа. Сколько составляет совокупная сумма, которую они потребили за время введения государственного финансирования партий? Может лучше наоборот организовать поток финансовой помощи обратно — от партии «Нур Отан» к избирателям, которые за нее всегда «голосовали»?

Сколько средств заплатил национальный бизнес «Атамекену» за свою социальную защиту с самого начала его работы? Не пора ли организовать обратный поток от руководства НПП к страдающему бизнесу?

Где территориально находится лидер нации? Почему не посчитал нужным проинформировать нацию, лидером которой его провозгласили, где он находится и действительно ли «біз біргеміз» в одной стране и вместе разделяем тяготы и ограничения чрезвычайных мер? И это не просто словесный оборот для красоты речи? Токаева видел на блокпостах, в телевизоре, в стране. А «лидера» не видел.

До сих пор неясно, как будут потрачены те 300 млрд тенге, которые направили на создание рабочих мест целевым образом. Учитывая то, что для сотен тысяч людей стоит вопрос выживания не в месяц карантина, а уже прямо сейчас, государство должно создать следующее:

Первое. Рабочие места, способные обеспечить ОДНОДНЕВНЫЙ заработок. Чтобы любой человек мог открыть сайт или доску объявлений правительства или акимата, прочесть перечень потребностей на рабочие руки СЕГОДНЯ, онлайн и оффлайн, выбрать среди тысяч предложений то, которое он в состоянии осуществить.

Сложность в том, чтобы в этом потоке трудоустройства сохранить гигиенические требования. Но это и есть квалифицированная задача комиссии по ЧП, где за одним столом сидят и министры, и медики, и иные специалисты, чтобы добиваться сбалансированности показателей в этом вопросе.

Нужно молниеносно составить такие списки спроса на рабочие руки и постоянно его пополнять. Даже инвалиды, не встающие с кресел, могут работать в кол-центрах, за деньги отвечать на глупые вопросы людей, давать советы, проводить душещипательные беседы в конце концов. А им в свою очередь будут развозить бесплатное питание вольнонаемные курьеры. Можно раздать массу работы на дом. Вечером взял, утром вернул. Не вернул, к обеду к стенке, ЧП же все-таки (мрачно шучу).

КАЖДЫЙ должен получить возможность заработать тысячу или пару тысяч в день. И если этой возможности нет (человек не трудоспособен), то категорически КАЖДЫЙ должен получить свою долю безвозмездной помощи.

Второе. Рабочие места, способные обеспечить недельный заработок. Сейчас самое время осуществлять цифровизацию там, где ее не успели сделать — осуществить масштабную оцифровку архивов, аналоговых данных, систематизировать и перепроверить каталоги, реестры и прочая. Масса работы по благоустройству городов, по высадке зеленых насаждений, по очистке парков и заповедников и т.п.

Там, где раньше требовалось вступать в договорные отношения, сейчас можно формировать работу по принципу «массового навала». Это сформирует целую цепочку спроса на рабочие руки. Достаточно того, чтобы создавать временные рабочие пространства с едиными санитарными нормами, типа вахты на недельку. Человек приходит в эту зону и поступает » на баланс государства», пишет там что-то, сканирует, перебирает бумаги, перекладывает, а через недельку выпускается после медосмотра.

То есть в этом случае принцип «нет рыбки — возьми удочку» должен сработать эффективно. Человек будет знать, что если сегодня поучаствовать в санитарных мероприятиях, провести консультацию, повозить продукты, выкопать яму, покрасить забор, посадить цветок, то дадут пару тысяч тенге и он купит на них что-нибудь.

Сразу же и для людей однодневного, и для недельного найма нужно будет организовать в районах некие «санитарные центры» — нечто вроде санитарно-эпидемиологического шлюза, которые будут заняты одним — допуском людей к контактной и оффлайн работе. Понятное дело, что те, кто нанимаются на онлайн работы, такие центры не будут посещать. И эти центры тоже будут являться работодателем.

Дать на разработку такого списка два дня министерствам и акиматам и не секунды больше, потому что денежные запасы людей будут таять мгновенно. А если они этого не могут, уволить их ко всем чертям, потому что это означает, что их знание своей сферы ответственности не соответствует их должности. Это можно сделать в сотрудничестве с бизнесом, который в Алматы за счет закрытия границы потерял массу работников. Многие заполнят эти места на «автозамене» — к примеру, работал в области, теперь на аналогичной позиции в городе, и наоборот.

***

Нисколько не сомневаюсь в том, что большинство граждан страны продемонстрируют высокий уровень самосознания и правильно воспримут то, что их права и свободы резко ограничили.

Понятное дело, не все. Сволочей, идиотов и преступников одномоментно не переделаешь. Хотя даже у преступников есть свои кодексы. Уже сегодня это проявляется в том, что формируются добровольческие подразделения, которые стали нормой для Алматы и других городов страны.

Но вообще не верю, что этот экзамен пройдет наша «элита». Прежде всего, экзамен на щедрость по отношению к тому народу, который стал источников всех их богатств. По идее, этот вирус и есть «проверка на шанс получить билет в будущее». Надеюсь, кто-то из них это понимает и все-таки предпримет попытку «бірге болу». И есть те, по которым я и не надеюсь, да и шансов у них немного.

«Біз біргеміз» звучит замечательно, но пока безосновательно, потому что не доказано поступками. После которых реально почувствуют себя вместе и те, кто считает свои нынешние и будущие долги, и те, кто считает свои убытки и уменьшение диаметра мельчающего жемчуга. Те, кто сегодня считает картошку поштучно и те, кто рад «шикарным каникулам«.

Есть еще и экзамен на квалификацию, который должен осуществить сам Токаев и сделать это бескомпромиссно. Это возможность очистить управленческое звено от всяких праздношатающихся политиканов и оставить тех, кто готов ради страны прыгнуть выше своей головы. Потому что только так можно ответить на вызов.

В любом случае вся тяжесть ЧП ляжет на тех, кто реально завтра (и это не метафора) останется без денег, без источника доходов, без перспективы найти этот источник, и без перспективы рассчитывать на помощь от кого-то. И если власть будет ежечасно действовать, давая понять, что полностью осознает свою ответственность, тогда и она пройдёт исторический экзамен.

А то выступление, ссылка на которое здесь, пока только декорация из группы слов. Я вижу, что тут многие пустились в соревнование с Токаевым — «я круче сказал», «нет я круче сказал». Давайте перейдем к «я круче сделал». И для народа, а не для себя. Словам мы уже 30 лет как знаем цену. Что «для себя» у них уже хорошо получилось.


*Нурсултан Назарбаев, обращаясь 20 марта к народу, предложил создать республиканский фонд, в котором бы «накапливались средства людей, кто хочет и может помочь стране в этот непростой период».

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.