Президент подписал закон о криминализации семейно-бытового насилия. Это, безусловно, главная новость дня.
Хорошая ли это новость? Да. На это есть целых четыре причины.
Первая причина состоит в том, что принятие закона – это явная реакция на запрос со стороны общества.
Закон уже успели прозвать «законом Салтанат», и контекст никому, прожившему в Казахстане последние полгода, объяснять не нужно.
Криминализация бытового насилия стала самым очевидным запросом прогрессивной части общества за все последние годы. То, что на этот запрос есть реакция — свидетельство того, что государство требования общества видит и на них реагирует. Не всегда, конечно – но как минимум по самым важным вопросам.
Вторая причина относится собственно к сути закона. Введена уголовная ответственность за легкий вред здоровью и побои, то есть вещи, которые много лет в нашем обществе считались таким неприятным, но неизбежным злом.
Понятно, что само принятие закона автоматически число случаев бытового насилия не сократит, и его результат будет виден через годы. Но факт состоит в том, что любители поднимать руку на членов своей семьи теперь могут понести за это реальную уголовную ответственность.
Третья причина, на мой взгляд, это такая демонстрация здравого смысла на уровне страны.
Многие слышали о том, что совсем недавно аналогичный закон был принят в Узбекистане. И было непонятно, почему мы, со всеми нашими международными инициативами и заявлениями, не делаем такую очевидную вещь. Принятие закона выдвигает нас, хотя бы номинально, в список цивилизованных стран, и выгодно отличает от соседней России, в которой такой закон, вероятно, примут еще очень и очень нескоро.
Ну и последняя причина – неочевидная, но для меня, как для юриста, важная. Борьба за принятие закона показывает, что наши люди начинают видеть вот эту очень важную для любой цивилизованной страны связку – чтобы поменять жизнь, нужно принимать правильные законы.
Тридцать лет было по-другому. Люди существовали сами по себе, а законы – сами по себе, профессионалы называли это правовым нигилизмом, и было непонятно, что с этим делать, потому что в цивилизованных странах люди неравнодушны к законам, по которым им надо жить. А этот закон мало кого оставил равнодушным, и это как раз означает, что в стране постепенно формируется нормальное цивилизованное отношение к законам. Теперь, как минимум, больше людей заинтересуется тем, что там наш парламент принимает и зачем.
Такие вот последствия. Да, пока скорее на уровне идей. Но все хорошее, как ни крути, всегда начинается с правильной идеи.