Как мы и предполагали, чуда не произошло: депутаты одобрили в первом чтении проект Налогового кодекса, «проглотив» новую ставку НДС в 16%.

В ходе заседания они продержали министра нацэкономики Серика Жумангарина на трибуне около четырех часов, возмущались и даже обличали министра в предоставлении недостоверной информации, требовали уважительного к себе отношения, но в ходе голосования 77 депутатов проголосовали за законопроект (при 7 — против и 10 — воздержавшихся). Партии «Аманат», «Ауыл» и «Respublica» проект поддержали. 

Народная партия Казахстана также проект одобрила, но предложила дополнительно обложить налогом предметы роскоши.

«Ак жол» проголосовал против, заявив, что модель несбалансированна.

Что приняли депутаты

Итак, что же мы имеем в итоге?

Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) повышается с 12 до 16%.

Порог постановки бизнеса на учет по НДС будет составлять 40 млн тенге.

Будут облагаться НДС банковские операции, но в целях сдерживания их стоимости Агенство по защите конкуренции совместно с правительством проведет анализ обоснованности текущих расценок.

Социально-значимые продукты питания, книгопечатание, археология освобождаются от уплаты НДС.

В социальной сфере, в здравоохранении правительством будет определен социальный список медикаментов, освобожденных от НДС. НДС будут обложены только платные медицинские услуги по ставке 10%.

По специальным налоговым режимам (СНР) будет введен не разрешительный, а запретительный список. Все что не запрещено – будет разрешено. Однако количество СНР будет сокращено с семи до трех: сохранятся новый льготный режим для самозанятых, СНР на основе упрощенной декларации и СНР для крестьянских и фермерских хозяйств.

Предлагается введение «налога на роскошь». Для этого предлагается увеличить ставки налога на имущество, если стоимость недвижимости превышает 450 млн тенге, введение акцизов на легковые автомобили стоимостью более 75 млн тенге, а также на дорогие морские суда и летательные аппараты. акцизы в размере 10% на дорогие алкогольные напитки и сигары.

Сюда же можно отнести предложение увеличить подоходный налог до 15% для тех, чей годовой доход превышает 8,5 тысяч МРП (33,4 млн тенге) и ввести налог по ставке КПН в размере 10% на доходы по государственным ценным бумагам, которые сейчас от налогообложения освобождены.

40 миллионов — это издевательство

Напомним, что первые планы по повышению ставки НДС и снижению порога для постановки бизнеса на учет по НДС были озвучены нпремьер-министром Олжасом Бектеновым на расширенном заседании правительства 28 января текущего года. Назывались даже примерные цифры — 20% и 15 млн тенге соответственно.

Касым-Жомарт Токаев, принимавший участие в работе заседания, поддержал предложение, сказав о необходимости тотальной экономии бюджета, внедрения строгого контроля над расходами для предотвращения экономической стагнации, а также заявил, что «пришло время затянуть пояса и жить по средствам».

Однако на брифинге по итогам заседания министр нацэкономики Серик Жумангарин чуть «дал заднюю»: мол, ставку НДС надо повышать, но окончательного решения по ней не принято. И при этом признал, что конечный потребитель безусловно ощутит на себе повышение цен, но они не превысят 3-4% и будут непродолжительными.

На заседании мажилиса 9 апреля он озвучил ставку НДС в 16% и порог для постановки бизнеса на учет 40 млн тенге (существующие показатели — 12% и 78,6 млн тенге)

«40 миллионов — это плод компромисса, который мы достигли. Но хочу сказать, что мы на этом фоне теряем 160 тыс. новых налогоплательщиков и где-то недобираем Т400 млрд дополнительных поступлений. Это я к чему говорю, чтобы наши бизнесмены понимали, что наше правительство и парламент готовы идти на такие компромиссы», — подчеркнул Жумангарин.

Между тем депутаты в расчетах потерь усомнились. В частности, Еркин Абиль назвал оговорку «упреком» а цифры — «поверхностными».

А глава НПП «Атамекен» Райымбек Баталов, отвечая на вопрос журналистов перед заседанием мажилиса, назвал совсем другие цифры: при полной уплате НДС всеми новыми плательщиками бюджет получил бы не более 160 млрд тенге. 

Мы же, не претендуя на истину в последней инстанции, хотим предложить вам самим посчитать, что такое оборот (именно оборот, а не доход) 40 млн тенге в год. Делим сумму на 12 месяцев — получаем оборот 3,3 млн в месяц. Если поделить 3,3 млн на 30 дней — мы получим, что оборот такого предпринимателя в день будет составлять 111 тыс тенге.

Что такое 111 тысяч при нынешних розничных ценах? 320 кг картофеля. Или 160 кг яблок. Или 100 кг помидоров. Или 90 кг огурцов. Ну и у какой овощной лавки возле дома нет такого оборота? Получается, все они с принятием Налогового кодекса «попадают» на НДС. А вслед за ними и мы, потребители.

Так что компромисс выглядит весьма слабеньким.  Ну или у господ из правительства другая арифметика.

Лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев по итогам заседания заявил, что правительство все бюджетные проблемы решило повесить на бизнес, проигнорировав призыв президента экономить:

«У нас, говорим, бюджетный кризис. Президент поручает: надо затягивать пояса. Сколько сократили в госорганах? Или ТОО при акиматах, при министерствах, при нацкомпаниях? Хоть одного дармоеда сократили? Нет! А почему все бросили на бизнес? На предприятия, которые никому ничего не должны, которые сами зарабатывают и платят налоги государству. Фракция «Ак Жол» проголосовала против!»

С надеждой на второе чтение

Ничем обернулись и иные «локальные битвы» депутатов и правительства в рамках нового НК.

Так, депутат Нартай Сарсенгалиев предлагал освободить от уплаты НДС представителей медиа-бизнеса.

«Если ставка НДС для СМИ достигнет 16%, это отрицательно скажется на способности отечественных медиа создавать нужные для наших граждан проекты и сохранять конкурентоспособность. В результате иностранные СМИ заполонят наш рынок, и зарубежные проекты, не приносящие пользы нашему народу, будут круглосуточно транслироваться по телевидению, радио и распространяться через интернет. Это серьезная угроза», — заявил он.

И предложил печатные СМИ от уплаты НДС освободить вовсе, а для теле- и радиоканалов и интернет-изданий — установить на уровне 10%

В ответ Серик Жумангарин сказал, что если оборот СМИ не составляет 40 млн тенге в год, такие издания НДС платить не будут, а иные пусть напрягаются в конкурентной борьбе — и между собой, и с иностранными СМИ, которые тоже буду платить налоги в соответствии с законодательством.

Депутат Гульдара Нурумова обратила внимание на то, что последствия введения НДС в систему здравоохранения могут быть «печальными», так как платные услуги, которыми вынуждены пользоваться казахстанцы, станут недоступными. По ее данным, сегодня страховая медицина покрывает потребность не более 60 %, а 37% – это карманные расходы населения на платные услуги.

Но министр ответствовал, что «те, у кого есть деньги, лечатся за границей, а кто лечится в Казахстане, практически все лечатся за счет государства и никакого НДС там не возникает. Я не понимаю здесь озабоченность».

Да, нам бы такую уверенность…

Совсем мельком прозвучала тема обложения НДС так называемой креативной индустрии (министр упомянул лишь книгопечатание, которое облагаться налогом не будет). А ведь совсем недавно представители независимых театров говорили, что 16% НДС поставит их деятельность на грань закрытия. Но когда на заседании этот вопрос озвучил один из депутатов, оказалось, что министру сказать нечего: мол, идут переговоры, и вообще креативную экономику нужно исследовать отдельно.

Депутаты Сергей Пономарев и Ерлан Саиров и вовсе при изучении проекта кодекса обнаружили, что с повышением НДС практически для всех и каждого правительство намерено предоставить кое-кому необоснованные, на их взгляд, льготы. Да не кому-нибудь, а крупным недропользователям. В частности, речь идет о снижении платежей за выбросы, сбросы и хранение вредных веществ и освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для действующих месторождений (счет идет на триллионы тенге).

Что будет говорить министр на втором чтении, какие еще компромиссы осенят (и осенят ли) государственных мужей, остается только гадать. Вот только решится ли вопрос доверия правительству?

Предприниматель Ержан Есимханов считает, что диалог с бизнесом правительство «успешно» провалило:

«Министр такое предложение (постановка на учет по НДС при обороте 40 млн тенге в год) назвал… компромиссом. И тут важно, между кем этот компромисс. Не между правительством и бизнесом, нет – между правительством и депутатами, это цитата. То есть правительство и депутаты, никто из которых лично НДС платить не будет, заключают компромисс о том, как платить НДС бизнесу – который стороной компромисса не является. В народе такая ситуация характеризуется точной фразой «без меня меня женили». То, о чем говорил бизнес все эти несколько месяцев, по факту, проигнорировали».

В диалоге с народом дела обстоят вряд ли лучше. Так, по данным опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения  DEMOSCOPE, проведенного в конце марта, лишь 11,8% опрошенных согласны с повышением ставки НДС, а 56,7% респондентов оценивают фискальную реформу крайне негативно. И что-то нам подсказывает, что вряд ли все несогласные — представители бизнеса.

БОЛЬШЕ про новый Налоговый кодекс читайте по ссылкам ниже:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.