До вас дошло? Казахстанская власть готова платить за доведение «правильной информации» до населения.

Несколько лет назад в рамках обмена опытом в одну из региональных телекомпаний Казахстана прибыл коллега из Украины — руководитель подобного СМИ. Для погружения в информационную повестку Казахстана он решил посмотреть и заодно обсудить с коллегами новости республиканских каналов. Сидит, смотрит и… меняется в лице. Оглядывается на казахстанцев. Они замечают, что гость немного не в себе. И он на их вопрос в глазах «Что не так?» отвечает вопросом «А у вас это в порядке вещей?»

Такой была реакция украинского телевизионщика на новость, что из бюджета страны выделяется энная сумма для разъяснения очередного послания главы государства народу. Украинец был в недоумении: «А зачем разъяснять да еще и за отдельные деньги? У вас народ президента с первого раза не понимает?»

Эта история вспомнилась мне в связи со вчерашней новостью, распространенной агентством КазТАГ, о том, что на 2020-2022 годы на размещение государственного информационного заказа из бюджета планируется потратить более 155 миллиардов тенге.

Что хотят чиновники за эти деньги?

Канцелярским языком это звучит как «повышение эффективности государства в проводимой информационной политике».

О том, что с официальной информацией дела обстоят далеко не так, как хотелось бы, мы уже рассказывали. Однако тогда говорили об официальных брифингах, информацию с которых медиа-русерсы публикуют бесплатно, потому что на нее, пусть и не полную, есть запрос общества. Причем СМИ дают ее дозированно, выбирая самое полезное-интересное и дополняя комментариями. Это нормальная журналистская работа.

В программе же, о которой речь,  говорится о распространении той информации, которую считают нужным донести уже не журналисты, а чиновники. В данном случае Министерство информации и общественного развития РК.

Все просто: кто платит, тот и музыку заказывает. И задача этой программы описана в ее обосновании: «Расходы направлены на информационное обеспечение социального и экономического развития и конкурентоспособности РК в целях повышения эффективности государства в проводимой информационной политике».

Отношение к подобному госзаказу у собственников СМИ разное. Часть принципиально отказывается участвовать, потому что не хочет испытывать на себе давление со стороны госорганов и считает, что госзаказ – это небрежно замаскированный способ платить СМИ за лояльность, что усложняет и без того непростую журналистскую деятельность.

Но зачастую бывает так, что госзаказ – это единственный способ держаться изданию на плаву, поскольку рекламный рынок в Казахстане небольшой, и рекламы на все СМИ не хватает. А государство, которое вроде бы и заявляет, что его задача – развитие конкурентоспособности отдельных СМИ, не применяет для ее решения никаких иных инструментов, кроме прямых субсидий, поддерживающих определенные издания.

Но ведь возможны и косвенные методы регулирования, направленные, например, на снижение издержек производства продукции, поддержание приемлемого уровня конкуренции, развитие интеллектуального потенциала и человеческих ресурсов в секторе, как за рубежом.

Если же отойти от профессионального изучения госзаказа и посмотреть на него с точки зрения общества (госзаказ – это же наши с вами налоги, и мы должны требовать от государства справедливого их использования), то главным становится вопрос об эффективности трат.

Согласно все той же программе, вложением средств в госинформзаказ государство намерено повысить «уровень востребованности потребителями отечественной информационной продукции» и «уровень удовлетворенности населения освещением государственной политики в СМИ».

Это как телега впереди кобылы: гражданин Казахстана должен оценивать государство не так, как оно удовлетворяет его потребности в соответствии с правами (образование здравоохранение, общественная безопасность, соцзащита и прочее), а как оно освещает свою деятельность.

Заложены даже количественные показатели. Например, если в 2020 году отечественную информпродукцию должны потреблять 68%, а удовлетворение испытывать 67%, то в 2022 году эти показатели должны вырасти до 70% и 69%.

Ну, во-первых, непонятно, как это будет измеряться. Это же не дорога, качество которой можно определить по ее состоянию через год после введения в эксплуатацию. Во-вторых, если все же удастся измерить, кто будет отвечать, если показатели не достигнуты? СМИ, некачественно выполнившие заказ? Или министерство, поставившее нереальные задачи?

Еще в 2013 году в аналитической записке «Обоснование неэффективности бюджетных расходов в секторе государственного социального заказа на проведение государственной информационной политики» ее авторы указывали тогдашнему администратору подобной программы (Министерству культуры и информации РК) на расплывчатость этих показателей, из которых неясно, кто целевая аудитория (отечественные или зарубежные потребители отечественного информационного продукта), какие продукты должны быть востребованы, по каким каналам они должны находить своих потребителей и т.д.

Иными словами, смотрите вы «Хабар» или не смотрите, читаете или нет «Казахстанскую правду», удовлетворены ли картинкой, которую они показывают, – это не будет учтено. Деньги на эти издания все равно потратят, а эффективность использования миллиардов – пустой звук.

Кстати, за 155 миллиардов тенге можно построить 28 (!) госпиталей для заболевших covid-19 (на строительство госпиталя в Нур-Султане, возведенном за две недели, правительство выделило 5,5 млрд тенге). А лекарств закупить? А масок? А тестов для диагностики? Такие траты наверняка вызвали бы удовлетворенность у населения от государственной политики безо всякого ее освещения за специально выделенные средства. 

А пока государство за деньги хочет рассказывать о том, какое оно хорошее, журналистское сообщество озадачено другим: в социальных сетях идет сбор подписей под обращением к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву о том, что Служба центральных коммуникаций (СЦК), на площадке которой проходит большинство онлайн-брифингов, ввела, по сути, негласную информационную цензуру, замалчивая вопросы, которые действительно волнуют общество.

Другими словами, горячие вопросы, которые журналисты транслируют спикерам, модераторы СЦК  не озвучивают. Намеренно?

«Уважаемый господин Президент!

Вы объявили всей стране, что Казахстан станет слышащим государством. Эта концепция подразумевает, и Вы также об этом неоднократно говорили, что государство слышит всё и всех, и, в первую очередь, — слышит о проблемах, возникающих у граждан. Однако выстроившаяся сейчас система коммуникаций свидетельствует лишь об одном — у нашего государства возникли серьезные проблемы со слухом», — говорится в обращении.

Понимаете, о чем это? Журналисты требуют доступа к информации и готовы доносить ее до своих читателей-зрителей. И не в деньгах вопрос.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.