В мировом рейтинге по уровню развития демократии за 2020 год Казахстан занял почетное 128 место, уютно расположившись в одном ряду с экзотическими автократиями и деспотическими режимами. Этот факт сразу же отметили многие отечественные медиа, с удовольствием обыграв в заголовках неприятное соседство с наиболее отсталыми африканскими странами. Тридцать лет, понимаешь ли, строили-строили демократию и вот нате вам – оказались на одной ступеньке с Зимбабве. Какой кошмар!


Но позволю себе усомниться в объективности иностранного исследования. На самом деле, у нас демократии – как грязи. Просто нас не в том месте сравнивали.

Британская консалтинговая компания The Economist Intelligence Unit с 2006 года публикует в известном либеральном журнале The Economist аналитический обзор «Индекс демократии». Это рейтинг стран по уровню развития демократии (выделяются государства с полной и неполной демократией, с гибридными и авторитарными режимами). И вот в уходящем году Казахстан оказался в самой низшей группе — группе авторитарных режимов, а именно на 128 месте, заняв позицию между Зимбабве (#127) и Конго (#129).

Соседство, прямо скажем, неуютное, и реакция СМИ и соцсетей на него оказалась бурной, но предсказуемой. Как же так?!

Следуя призывам и учению нашего кормчего, мы семимильными шагами идем в тридцатку самых развитых стран мира, равняемся на Сингапур, Европу и Северную Америку. Разрабатываем соответствующие стратегии, постоянно реформируемся и модернизируемся. Но почему-то пришли в Африку. Туда, где, как мы все знаем, не только акулы и крокодилы водятся, но и президенты-людоеды. Меня такое соседство откровенно смущает и возмущает. Равно как и реакция на британский рейтинг некоторых отечественных СМИ.

Начну с того, что Казахстан в группе авторитарных режимов оказался не сегодня и не вчера, а давно. Например, в 2010 году Казахстан занимал 132 место (авторитаризм в рейтинге начинался со 112 места), Конго тогда оказался на 142, а Зимбабве на 146 позиции. В 2019 году наша страна опустилась на 138 место (Конго и Зимбабве наоборот, поднялись на 134 и 130 места соответственно). И, наконец, в прошлом году эта тройка стран удивительным образом сблизилась, поднявшись на несколько позиций вверх, хотя все они продолжают стабильно сидеть в авторитарной группе.

И в целом на планете сохраняется железобетонная стабильность. Норвегия и Исландия прочно занимают первое и второе места в рейтинге, демонстрируя наиболее полную демократию. Германия как была на 14 месте, так на нем и остается. А Казахстан продолжает дрейфовать вместе с одиозными режимами. И хваленые реформы нового президента эту ситуацию не исправили.

Но, с другой стороны, почему мы должны доверять британскому исследованию и серьезно к нему относиться? Англичанка, как мы знаем, только гадит (сей фразеологизм появился еще в позапрошлом веке и не потерял актуальности).

Отвечаю сомнительным заморским экспертам: «Нет, мы не Зимбабве!» Вам бы прессу почитать! Не вашу упадническую либеральную, а нашу духоподъемную официальную. Новости посмотрите на «Хабаре». Если где на планете и кипит жизнь, то только в Казахстане. И чтобы в полной мере оценить ее политическое и социальное многообразие, горе-исследователям надо бы заглянуть на сайты нашего родного правительства, парламента, президента (все веб-страницы очень хорошие, цветные, с иллюстрациями, просты и понятны в использовании, с английским переводом).

И самое главное, британским экспертам, прежде чем делать грустные выводы о состоянии казахстанской демократии, не мешало бы изучить наши законы и Конституцию. Тогда бы они обязательно увидели, насколько наша страна демократична и как много в ней прав и свобод.

Откройте Конституцию. В первой ее статье прямо говорится: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». И далее основной закон заявляет, что все важнейшие вопросы в Казахстане решаются только демократическим путем – либо через референдумы, либо через парламент. У нас только так и никак иначе. Никаких волюнтаризма, авторитаризма и деспотии. Одна сплошная демократия. Везде и во всем.

У нас провозглашены свобода слова, собраний и митингов, политическое многообразие, гарантирована неприкосновенность частной собственности. С особой гордостью можно отметить, что Конституция запрещает цензуру. Говори и пиши, что хочешь. Свободно и без опасений ругай, критикуй любого чиновника, даже самого крупного. Хочешь – ругай американского президента. А хочешь – французского. Столь же смело можно кричать о коррупции и продажности любой власти – английской, немецкой, бразильской.

Никому за это ничего не будет. Потому что, повторюсь, цензуры в нашей свободной стране нет. Есть только редакционная политика СМИ, которая, исходя из сугубо финансовых соображений (для соблюдения заключенных контрактов), устанавливает для своих журналистов и публикуемых авторов границы дозволенного и четкие правила, определяющие кого ругать можно, а кого нельзя.

И есть еще уголовное и административное законодательство, наказывающее штрафами и тюремными сроками за клевету, разжигание, оскорбление представителя власти, президента, подрыв политической стабильности, распространение слухов и сведений о частной жизни… А во всем остальном – полнейшая свобода.

И да, вся власть в стране принадлежит народу, который в строгом соответствии с законом дисциплинировано и всегда с высокой явкой ходит на выборы и выбирает из зарегистрированных Центризбиркомом кандидатов депутатов парламента и местных маслихатов.

А еще казахстанцы имеют право выбирать главу государства. Кто-то скажет, что в Зимбабве тоже выбирают. Это так, но вот какое дело: в Зимбабве президент Роберт Мугабе правил бессменно 30 лет, раз в пять лет переизбираясь недемократическими методами (с помощью фальсификаций, пропаганды, цензуры и репрессий). В итоге нелюбовь к нему дошла до такой степени, что собственные генералы его же и свергли в 2017 году.

А у нас же другое дело! Президентские выборы (все!) были исключительно свободными, честными и прозрачными. И наш первый президент Нурсултан Назарбаев после тридцати лет бессменного руководства страной сам досрочно ушел в отставку, предложив взамен себя спикера верхней палаты парламента Касым-Жомарта Токаева.

И граждане добровольно пришли на избирательные участки, и, проявив сознательность, избрали нового главу государства. Который тут же пообещал провести политические реформы и предоставить еще больше демократии, еще больше прав и свобод. Хотя, казалось бы, куда уж больше.

Так что Зимбабве с нами и рядом не валялось. С Конго тоже сравнивать нашу страну как-то неуместно. Там полицейский произвол, репрессии, откровенная диктатура президента Дени Сассу-Нгессо, который правит этой африканской страной больше сорока лет — аж с 1979 года. Не демократия, а дичь какая-то.

В Конго царят коррупция и нищета, по размерам подушевого ВВП оно на 142 месте (2,1 тысячи долларов). В Зимбабве правда ситуация еще более плачевная – страна на 165 месте с 922 долларами на душу населения. Казахстан на их фоне выглядит просто экономическим исполином — с подушевым ВВП в 8 782 доллара наша страна стоит на 71 месте.

Вывод из всего вышесказанного — ставить в один ряд наши страны неправильно.  Мы в Азии, они – в Африке.

И вообще выскочкам из издания The Economist следует вспомнить, что в Великобритании до сих пор существует монархия, и у этой прекрасной страны нет Конституции. Есть обычаи, традиции, всякие средневековые хартии и билли, а единого основополагающего документа, устанавливающего демократические права, свободы и институты – нет. Так что проходите мимо и не учите нас жить.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.