Генеральный прокурор РК и представители других казахстанских силовых ведомств  сегодня на пленарном заседании Мажилиса отчитались перед депутатами о  том, как идет расследование январских событий.

Свой отчет генпрокурор Берик Асылов начал с хронологии событий:

«Митинги изначально были мирными, сначала выдвигались экономические требования, которые были удовлетворены. Общее количество участников мирных митингов составило 50 тысяч человек», – сказал он.

Напомнив о погромах и отметив, что граждан использовали в качестве живых щитов, а автотранспорт – как тараны, он рассказал о целях нападавших:

«Конечной целью акции был, естественно, захват власти. Поэтому такие действия расцениваются как акт терроризма. Могли наступить необратимые последствия вплоть до потери государственности», – сказал генпрокурор.

Однако он не смог ответить на вопрос депутата Каната Нурова о том, кто был заказчиком и организатором попытки государственного переворота.

«Есть ли хоть какая-нибудь рабочая версия того, каков был план заговорщиков и кто в итоге должен был их возглавить?» – задал уточняющий вопрос депутат.

На что Берик Асылов лишь сказал, что в конце расследования правоохранительные органы придут к ответам на эти вопросы.

«Более двух месяцев идёт расследование, но самые главные вопросы: кто организатор, кто должен был возглавить всё это, кто зачинщики – это всё очень крупный и серьёзный вопрос. Сразу ответить, кто был организатором и исполнителем, в настоящее время затрудняюсь», – сказал Берик Асылов. 

По заявлению Генпрокуратуры РК, события проходили в три волны:

В свою очередь министр обороны Руслан Жаксылыков подчеркнул, что за хаосом чётко прослеживалось наличие людей, которые прошли специальную подготовку. Они двигались перекрёстным шагом, чего обычные люди бы делать не стали.

 

«Бытует мнение, что гладкоствольное оружие применимо только на охоте, но я бы хотел отметить, что на коротких дистанциях оно даже более эффективно, потому что имеет большую зону поражения», – добавил Жаксылыков.

  • В начале были мирные митинги, но затем в ряды митингующих влились разного рода экстремисты.
  • Из-за подстрекательств начались столкновения.
  • К протестующим присоединились криминальные элементы и бандиты.

Сейчас, по словам Асылова, расследуются 44 уголовных дела именно в связи с организацией и участием в беспорядках. По актам терроризма расследуются 46 уголовных дел.

Отдельно он пояснил, чем беспорядки отличаются от актов терроризма:

«И при беспорядках, и при совершении терактов происходит насилие, погромы, вооружённое сопротивление. Но беспорядки носят хаотичный характер, никакие требования к власти не предъявляются. В свою очередь цель террористических актов – устрашить население и намеренно парализовать деятельность госорганов». 

Что касается числа погибших, то, по данным Гепрокуратуры РК, на сегодняшний день известно о 230 человек. И более двух тысяч единиц оружия по-прежнему находятся у преступников.

Асылов напомнил, что из зданий департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей похитили около 800 единиц огнестрельного оружия.

Среди них:

  • 262 автомата;
  • 501 пистолет;
  • 12 гранатомётов;
  • пулемёт;
  • свыше 60 000 боеприпасов. 

Из охотничьих магазинов и оружейных арсеналов правоохранительных и специальных органов похитили почти 3 000 единиц оружия, нашли только 771.

В завершении Асылов отметил, что «оперативно-следственные мероприятия продолжаются». По его словам, прошло чуть больше двух месяцев, а чтобы выяснить все обстоятельства трагедии такого масштаба, этого времени недостаточно. «Окончательные решения по всем уголовным делам обязательно будут доведены до населения».

Депутат Снежанна Имашева спросила, когда будет опубликован список погибших во время январских событий?

На это генпрокурор сказал, что есть законодательные ограничения по публикации такой информации. Эта информация, по его словам, «будет обнародована после выяснения всех обстоятельств».

Что касается вопросов о пытках, которые применялись к задержанным участникам митингов для получения признательных показаний, то генпрокурор признал, что такие факты были. По ним возбуждены 243 уголовных дела, 9 человек задержаны. Восемь из них – сотрудники КНБ, один – полиции.

Задали Берику Асылову вопрос про Карима Масимова — какое наказание грозит бывшему главе КНБ РК?Генпрокурор не стал вдаваться в подробности, сказав лишь, что по статье, по которой задержан Масимов, предусмотрено до 17 лет лишения свободы. Но расследование ещё продолжается.

Текст выступления Берика Асылова на пленарном заседании Мажилиса полностью - в конце статьи.

Полиция без оружия — таков закон!

Недавно назначенный глава МВД Марат Ахметжанов свое выступление перед депутатами начал с пояснения, что полиция изначально на акциях протеста была без оружия, так как по закону на мирных митингах полиция не имеет права применять оружие.

Глава Антикоррупционной службы Олжас Бектенов сообщил, что 234 уголовных дел расследуются в отношении сотрудников силовых структур.

 

Заявителям удалось опознать сотрудников полиции, которые применяли недозволенные методы следствия.

 

Семь уголовных дел по недозволенным методам следствия прекращены за отсутствием состава преступления.

По его данным, погибли 19 силовиков, более 3000 получили ранения. Полиция расследует 3070 уголовных дел. Невиновные не будут наказаны, заверил министр внутренних дел. Из более чем 400 арестованных 219 уже освобождены.

Депутат Ирина Унжакова напомнила, что людей беспокоит то, что часть оружия и боеприпасов до сих пор не найдены. Что они, по ее словам, «готовы содействовать правоохранительным органам в поиске этого нелегального боевого арсенала».

На это Марат Ахметжанов лишь сказал, что лиц, которые добровольно сдадут оружие, к ответственности привлекать не будут. Плюс гарантируется анонимность.

Депутат Ерлан Смайлов спросил о несовершеннолетних, подозреваемых в уголовных преступлениях.

Глава МВД на это ответил, что таких подозреваемых двенадцать. В отношении девяти из них дела уже в суде, остальные — в производстве. Но в данный момент под стражей несовершеннолетних нет.


Выступление на пленарном заседании Мажилиса парламента Казахстана Генерального прокурора Берика Асылова:

 

Уважаемые депутаты!

 

Сдержать такую агрессию силовики не могли из-за многократного перевеса нападавших. Вы видели кадры, когда полицейских и солдат, которым по 18–20 лет, жестоко избивали, издевались над ними. Среди силовиков около 3,5 тысяч раненых или 80% от всех, получивших травмы в те дни. Но даже тогда по нападавшим не стреляли! 

 

В той сложной обстановке сотрудники полиции, военнослужащие Нацгвардии и Вооруженных Сил до конца пытались сдержать насилие и до последнего не применяли боевое оружие. Ограничивались спецсредствами нелетального действия – резиновыми пулями, слезоточивым газом и светошумовыми гранатами.

 

Но это было воспринято как слабость. Толпа ещё с большим упорством атаковала сотрудников, используя огнестрельное оружие и подручные средства.

 

К примеру, 5 января в Алматы нападавшие на пожарной машине и грузовике проломили забор и ворвались в резиденцию президента. Они были вооружены. В этом же городе на углу улиц Байтурсынова и Толе би на захваченном бензовозе они сначала протаранили спецавтомобиль полиции, а затем направили его на полицейское оцепление.

 

В Кызылорде захватили «КамАЗ» и на нем целенаправленно совершили наезд на военнослужащих Нацгвардии, один погиб на месте.

 

Было повреждено более 1,5 тысяч государственных и коммерческих зданий. Сожжено 765 автотранспортных средств, включая машины пожарной, скорой помощи, полиции и гражданские автомобили. Причинен многомиллиардный ущерб гражданам, бизнесу и государству.

 

Конечной целью акций являлся насильственный захват власти. По закону такие действия расцениваются как акты терроризма.

 

Чтобы остановить насилие на улицах и защитить жизни граждан, сотрудники правоохранительных и специальных органов были вынуждены применить оружие. Это прямо предусмотрено законами о правоохранительной службе, Нацгвардии, воинской службе и противодействии терроризму. Также это регламентировано специальными планами силовых органов, на случай подобных кризисных ситуаций.

 

В те дни события развивались стремительно. Медлить с принятием решений и недооценивать уровень угроз для суверенитета и целостности страны было крайне опасно.

 

5 января президентом страны было введено чрезвычайное положение. 6 января объявлено проведение антитеррористической операции.

 

Наша страна в тот период подверглась агрессии, возникли риски для территориальной целостности Казахстана.  Могли наступить необратимые последствия, вплоть до потери государственности.

 

Эти факторы согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности послужили основанием для привлечения миротворческого контингента стран-членов ОДКБ. Их главной задачей была охрана стратегически важных объектов. Особо подчеркну, что в проведении антитеррористической операции войска ОДКБ не участвовали. 

 

Взятие под охрану миротворцами важных объектов позволило высвободить значительную часть сил и средств правоохранительных, специальных органов и армии для борьбы с вооруженными преступниками. После этого нашим силам правопорядка и военным удалось взять под контроль практически все захваченные объекты.

 

7 января в Алматы и Алматинской области продолжались обстрелы блокпостов, попытки захвата следственного изолятора и грабежи магазинов. Только 8 января ситуация в стране стабилизировалась.

 

Таким образом, можно констатировать волнообразный характер развития событий. Как я уже говорил, была первая волна – это мирные митинги. С ними у полиции не было никаких столкновений. Наоборот, власти дали все возможности провести мирные митинги.

 

Однако затем в ряды митингующих влились разного рода экстремисты, которые повернули протест в радикальное русло. Из-за их подстрекательств начались первые столкновения. Это вторая волна.

 

На третьей волне присоединились криминальные банды. Начались погромы, поджоги. Этим хаосом воспользовались вооруженные радикалы, устроив точечные атаки, по разным объектам.

 

То есть, мы увидели сращивание экстремизма, криминала и религиозного радикализма.

 

Если бы не решительные действия государства, за этими волнами могли бы последовать и другие. На конечном этапе — силовой захват власти. При этом можно сказать, что все действия носили скоординированный характер. Налицо спланированная акция.

 

…Как вы знаете, по поручению президента созданы межведомственные следственно-оперативные группы – под руководством специальных прокуроров Генеральной прокуратуры.

 

На сегодня проведено более 35 тысяч следственно-оперативных действий, в том числе 20 тысяч осмотров, допросов, обысков. Назначено 3,5 тысячи судебных экспертиз.

 

Общее число арестованных по всем органам составило 766 подозреваемых. В основной массе – это молодые люди в возрасте до 30 лет, безработные, без высшего образования.

 

Среди них 19 приверженцев деструктивных религиозных течений, 27 активистов запрещенных экстремистских организаций, 24 члена организованных преступных групп и 113 лиц имеют судимости за убийства, кражи, грабежи и разбои.

 

К примеру, под стражей Джумагельдиев – так называемый «Дикий Арман» и 14 членов его группировки. Таким людям терять было нечего, и они легко шли на различные преступления — громили магазины, занимались мародерством, нападали на административные здания. Всего, на причастность к совершенным преступлениям проверено более 22 тысяч лиц.

 

Межведомственная следственно-оперативная группа отрабатывает 4 направления. Первое. По организации и участию в массовых беспорядках расследуются 44 уголовных дела.

 

В Актюбинской и Жамбылской областях арестованы 9 организаторов. Они подозреваются в призывах к беспорядкам, погромам государственных и коммерческих объектов.

 

В отношении участников беспорядков возбуждено 15 уголовных дел. В качестве подозреваемых по этим делам проходят 527 человек. Под арестом находятся 278 лиц.

 

Второе. По актам терроризма расследуется 46 уголовных дел. По всем фигурантам проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

 

Здесь хотел бы пояснить, в чем различие массовых беспорядков от актов терроризма. И при беспорядках, и при совершении терактов происходит насилие, погромы, вооруженное сопротивление. Но беспорядки носят хаотичный характер, никакие требования к власти не предъявляются.

 

В свою очередь, цель террористических актов — устрашить население и намеренно парализовать деятельность госорганов. Выдвигаются требования к властям, с применением оружия захватываются или уничтожаются стратегические объекты, органы власти и правопорядка. Как я уже говорил, это акиматы, аэропорты, здания ДКНБ, полиции, телевидение и связь. Согласно статье 255 Уголовного кодекса такие действия квалифицируются как акты терроризма.

 

Третье. По правовой оценке действий отдельных руководителей силовых структур. Установлено, что 5 января начальники двух департаментов полиции и трех департаментов КНБ в городе Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях оставили свои здания, в том числе с оружием.

 

По этим фактам возбуждено 7 уголовных дел. Основной объем следственных действий по ним завершен. Начальник ДКНБ г.Алматы Мажилов арестован. В отношении других лиц сейчас проводится сбор и анализ доказательств.

 

Также расследуется ещё одно уголовное дело по факту превышения полномочий бывшим руководством министерства обороны. Экс-Министр обороны взят под стражу. Расследование продолжается.

 

Отдельно хочу остановиться на похищенном оружии.Только из двух департаментов полиции – Алматинской и Жамбылской областей, преступниками похищено почти 800 единиц огнестрельного оружия, в том числе 262 автомата, 501 пистолет, 12 гранатометов, пулемет и свыше 60 тысяч боеприпасов. 

 

Всего из охотничьих магазинов и оружейных арсеналов правоохранительных и специальных органов, похищено почти 3 тысячи единиц оружия. Из этого объема найдена лишь треть, или 771 единица. Более 2-х тысяч единиц оружия, в том числе автоматы, ружья, пистолеты и гранатометы, а также гранаты до сих пор находятся на руках преступников. Ими можно вооружить целый полк.

 

Понятно, что мирным жителям это оружие не нужно. Оно похищалось для масштабной дестабилизации ситуации в стране.

 

По всем этим фактам расследуются уголовные дела. Более подробно о них может рассказать Министр внутренних дел.

 

По фактам пыток задержанных. Всего в прокуратуру поступила 301 жалоба на недозволенные методы следствия. По ним возбуждено 243 уголовных дела по пыткам и превышению власти.

 

В антикоррупционной службе 234 уголовных дел. Это их прямая подследственность по Уголовно-процессуальному кодексу.

 

Девять наиболее резонансных случаев и там, где лица погибли в изоляторах временного содержания, расследуют спецпрокуроры.

 

В рамках указанных дел задержаны 9 должностных лиц, из них 8 сотрудников ДКНБ и один полицейский. Все они с санкции суда арестованы.

 

В их числе полицейский, который подозревается в применении пыток с использованием утюга в здании департамента полиции Алматинской области.

 

В городе Алматы шестеро сотрудников ДКНБ подозреваются в применении пыток к 24 гражданам, которых похитила преступная группа «Дикого Армана». В результате все потерпевшие получили телесные повреждения, а один человек умер.

 

Ещё два сотрудника ДКНБ Алматинской области подозреваются в нанесении побоев ранее задержанному в изоляторе временного содержания, от которых он скончался. Расследования продолжаются.

 

Уважаемые депутаты! Что касается жертв тех событий. Всего по стране 230 погибших, среди них 19 военных и силовиков. Больше всего погибло в г.Алматы – 139 человек.

 

На сегодня установили, что при отражении штурмов административных зданий и в ходе наведения правопорядка ликвидированы 86 нападавших.

 

По 53 погибшим обстоятельства смерти выясняются. Они обнаружены на территории города с различными ранениями, в том числе 48 – с огнестрельными, 2 – ножевыми, 3 с другими травмами и ожогами.

 

В других семи регионах 63 нападавших ликвидированы силами правопорядка, при обороне зданий акиматов, полиции и департамента КНБ.

 

На сегодня, мы точно знаем о гибели 20 граждан, которые случайно попали под обстрел. Из них 11 в Алматы, 8 в Алматинской области и один в Таразе. Среди них те, кто попал под перекрестный огонь, есть погибший от рук погромщиков, а также те, кто не подчинился требованиям военных на блок-постах.

 

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.