Выступая на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению, президент Касым-Жомарт Токаев пообещал выделить на поддержку отечественной экономики 4,4 триллиона тенге или 10 миллиардов американских долларов. Помогать в тяжелое время бизнесу и гражданам, конечно же, необходимо, но с высокой долей вероятности можно предположить, что вся эта помощь пройдет мимо людей и осядет в чьих-то конкретных офшорах.
Начиная с кризиса 2008 года, финансовая поддержка олигархов и принадлежащих им частных банков стала излюбленной забавой наших властей. На поддержание финансовой стабильности Национальный банк Казахстана регулярно тратит миллиарды долларов. Но деньги бесследно исчезают, стабильности больше не становится, а банки все так же загибаются.
И вот президент обещает очередное финансовое вливание. Такое впечатление, что в этой борьбе за спасение банковского сектора властям интересен не результат, а сам процесс.
Давно уже всем ясно, что наше государство больше всего любит богатых и успешных. Вспомните, как у нас всегда третировали малоимущих, многодетных и получателей АСП (адресная социальная помощь — ред.) – высокие госмужи упрекали их в иждивенчестве и призывали к созидательному труду. Мол, купите себе двух коров и слезайте с шеи государства.
Совсем другое отношение — к оказавшимся на грани разорения банкам. Они – становой хребет экономики, щедрость государства к ним не знала никаких границ. Осенью 2008 года в связи с мировым кризисом первый президент Нурсултан Назарбаев поручил правительству выделить на спасение банков 10 миллиардов долларов из средств Национального фонда. Тогда было заявлено, что эти деньги пойдут на финансирование стратегических государственных программ, поддержку экономики, обеспечение устойчивости финансового сектора и спасение банков второго уровня.
Как были истрачены те деньги, куда ушли миллиарды долларов, кому реально помогли и на чьих личных счетах осели — все это в итоге осталось загадкой даже для самого Нурсултана Назарбаева.
В январе 2013 года Назарбаев прямо заявил (цитата):
«10 миллиардов, которые были выделены на кризис в 2008 году, до сих пор не видели, исчезли деньги, нет возврата…»
В общем, сгинули деньги. Такое в нашей стране, к сожалению, бывает и весьма часто. Вот только с утверждением, что их никто не видел, хочется поспорить. Видели, да еще как. В 2009 году, если верить публикациям в СМИ, государство через ФНБ «Самрук-Казына» начало выкупать пакеты акций четырех самых крупных на тот момент банков – «БТА», «Альянс», «Казком» и «Народный». Первые два в итоге были полностью национализированы, и власти обещали, что все потраченные на их спасение деньги банки должны будут вернуть государству. Но так и не вернули.
А банки о своих обязательствах очень быстро забыли. Потому что сами в скором времени стали исчезать. Помнится, там была странная и путанная история взаимных поглощений. «Казком» купил разорившийся «БТА», «Альянс» вместе с таким же проблемным «Темирбанком» приобрел Булат Утемуратов, и оба они вошли в принадлежащий ему «Форте банк».
В 2015 году в стране начался новый кризис, и государство снова вызвалось помочь отечественной экономике. Для пользы сырьевых экспортеров и экономии валютной выручки правительство обвалило курс нацвалюты, но самое главное — оно решило опять накачивать банки деньгами. И это после истраченных и бесследно исчезнувших (по версии президента) 10 миллиардов долларов.
На поддержку и спасение «Казкома», который как-то неожиданно стал хиреть, Национальный банк Казахстана выделил 625 млрд тенге, а когда они, само собой, не помогли, проблемную структуру купил «Народный банк» — самый богатый частный банк страны. А чтобы покупателю было комфортно, Национальный банк РК опять-таки подсобил ему финансово, выкупив долги и проблемные активы ликвидируемого «Казкома». На что, по данным СМИ, было потрачено еще 2,4 триллиона тенге.
Эта сказочная история про казахстанские банки похожа на некую математическую задачку с криминальным подтекстом. Сначала государство выделяет 10 млрд долларов, которые идут на оздоровление 4 крупнейших банков страны. Затем два банка ликвидируются, и 10 млрд исчезают (по версии президента). После чего в 2016 году одному из двух оставшихся банков снова оказывается государственная поддержка на общую сумму около 3 трлн тенге (это по тогдашнему курсу почти 15 млрд долларов), и он также исчезает. И, наконец, остается один супербанк, занимающий три четверти финрынка страны.
Куда делись деньги – непонятно
Самое интересное, что на этом история любви государства к частным банкам не заканчивается. Помимо «Казкома» и «Народного» щедрую помощь от правительства и Национального банка получали еще пять более скромных по своим размерам банков: РБК, АТФ, «Евразийский», «Банк Центркредит» и «Цесна». В 2017 году на их оздоровление потратили 700 млрд тенге (по тогдашнему курсу это 2 млрд долларов), и деньги так же, как и в предыдущей сказочной истории, частично снова ушли в непонятном направлении.
После государственной поддержки сильно поплохело банку «Цесна», на спасение которого в 2018 году Национальный банк РК потратил еще чуть более 1 трлн тенге (3 млрд долларов). И случилось чудо — банка больше нет, в 2019 году этот бренд перестал существовать.
Сколько в итоге уже пропало – 30 миллиардов долларов?
И вот снова глава государства обещает помочь экономике и выделить на эти цели из средств Национального фонда 10 млрд долларов или 4,4 триллиона тенге. Какое-то дежа вю.
Мне кажется, что я даже знаю, кому именно достанется эта финансовая помощь. Финансовым олигархам.
История предыдущих экономических кризисов показывает, что простой народ и предприниматели способны выживать самостоятельно. Как все знают, казахстанским простолюдинам и двух коров для сытой жизни хватит за глаза. А вот олигархи – люди ранимые, без миллиардных вливаний пропадут.
Это какая-то бесконечная история, бег по кругу. Государство за счет пенсионных активов и накоплений будущих поколений щедро накачивает деньгами банки, выдает им стабилизационные займы, выкупает акции, размещает в них крупные депозиты своих национальных компаний. Но те, набрав кучу жутких и невозвратных кредитов, разоряются и сливаются с другими банками. Которые, в свою очередь, также начинают просить помощи у государства, и оно охотно им ее предоставляет, погашая долги, накачивая халявными деньгами.
Сюжет повторяется снова и снова. Очень напоминает мошенническую игру в наперстки, где ушлый манипулятор постоянно дурачит и обманывает другого, глупого игрока. С той лишь разницей, что в нашей большой игре оба участника явно не дураки и прекрасно отдают себе отчет в том, что они делают. К тому же, играют они не на свои деньги. На народные.