Антироссийские санкции, инициированные западными странами на фоне российско-украинского военного конфликта, так или иначе затрагивают страны Центральной Азии и Казахстан. Если ситуация не изменится, регион может остаться без доступа к глобальному интернету. Во всяком случае риск отключения велик, сказал в интервью YouTube-каналу «ГиперБорей» директор общественного объединения Internet Society Kazakhstan Талгат Нурлыбаев.
По его словам, с начала войны в Украине глобальные интернет-провайдеры первого уровня убрали оборудование российских провайдеров для своих точек обмена трафиком. В частности, крупная точка обмена трафиком LINX, расположенная в Лондоне, российских провайдеров отключила. Последние события в Украине вряд ли способствуют тому, чтобы западные компании – интернет-провайдеры первого уровня, пойдут на смягчение санкций.
«К тому же, Россия приняла закон о суверенном интернете, в котором прямо сказано, что при определенных условиях (допустим, угроза национальной безопасности) Россия может отключить свои каналы во внешний интернет. Все это бьет по Центральной Азии и Казахстану, потому что у нас практически безальтернативный путь к глобальному интернету — 90% трафика лежит через Россию», — объяснил Нурлыбаев.
Говоря об альтернативе, он уточнил, что у Казахстан есть доступ в мировую паутину по оптоволоконным линям, проложенным по территории Китая, но наши провайдеры почти не используют их, потому что интернет в Китае дорогой.
Также остаются спутниковые каналы. Но они, во-первых, тоже недешевы – на два порядка дороже, чем оптоволоконные, а во-вторых, передача данных через спутник будет идти с большой задержкой.
«Если мы потеряем волоконно-оптические линии и останемся только со спутниковой связью, то откатимся в 90-е годы. Потребители интернета сейчас – это более половины населения страны, а пропускная способность спутниковых каналов в сотни раз ниже волоконно-оптических. Пропуск крупнейших казахстанских провайдеров («Казахтелеком», «КазТрансКом», «ТрансТелеКом» и Beeline) — несколько терабит в секунду. Это огромная цифра, и через спутниковые линии такой объем информации не пройдет.
И это может стать большой угрозой. Во время январских волнений мы смогли убедиться, что интернет является таким же элементом инфраструктуры, как электро- или водоснабжение. Без интернета жизнь становится некомфортной, мягко говоря», — отметил Талгат Нурлыбаев.
Между тем, по его мнению, у Казахстана есть все возможности обеспечить альтернативный доступ к глобальному интернету, и при этом обеспечить доступ к сети не только своим гражданам, но и стать страной транзита интернет-трафика:
«Оптимальный альтернативный маршрут – Каспий, Азербайджан, Турция, Европа. Иметь альтернативный путь – это нормально, это качество, надежность и стоимость. Всегда надо иметь большой выбор возможностей. Государство должно было озаботиться, чтобы проложить логистические пути не только для продвижения товаров, но и для интернета. И об этом надо было думать, как минимум, восемь лет назад».
Но и сейчас возможности, по его мнению, еще не упущены.
«У Казахстана есть доходы от продажи нефти. И если закупить оборудование и начать прокладку линии через Каспий, то к концу года ее можно запустить и зарабатывать деньги. Сейчас Казахстан является для интернета тупиковой страной (дальше нас он никуда не идет), а если проложим путь через Каспий – станем транзитной страной между тем же Китаем и Западной Европой. И министру цифрового развития Багдату Мусину, вместо того, чтобы разрабатывать спорные инициативы по защите детей от кибербуллинга, следовало бы заниматься именно этим».
Также глава Internet Society Kazakhstan не в восторге от того, как в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) РК подходят к вопросу демонополизации интернет-рынка, о необходимости которой было недавно объявлено.
«Если проводить демонополизацию интернет-рынка, нужно проводить ее правильно, посоветовавшись с экспертами. Например, сегодня «Казахтелеком» владеет таким ценным ресурсом, как «кабельная канализация», то есть подземными каналами, по которым раньше прокладывалась телефонная связь, а сейчас прокладываются оптоволоконные линии. И если в рамках демонополизации появится новый провайдер, он все равно вынужден будет идти на поклон «Казахтелекому» за разрешением прокладки линий по кабельной канализации, что поставит «Казахтелеком» в привилегированное положение.
Мое предложение – эти каналы нужно передать в муниципальную собственность, и пусть муниципалитет решает вопрос о равном доступе всех провайдеров, только тогда будет реальная конкуренция».
Он привел в пример опыт Украины, где идет война, а интернет работает. И все потому, что в свое время рынок был полностью демонополизирован, и теперь на территории страны работают тысячи провайдеров.
По мнению Талгата Нурлыбаева, надо внести изменения и в действующий Закон РК «О связи», который далеко не идеален:
«Я уже говорил, что важным звеном интернет-инфраструктуры являются точки обмена трафиком. Согласно нашему закону, эти точки могут принадлежать только КНБ, то есть ни один из провайдеров не сможет создавать новые точки. Это тоже надо устранить. Наши власти ведут себя как беременная восьмиклассница, которая думает, что проблема сама рассосется. И если восьмикласснице так думать позволительно, то нашим государственным мужам нужно вести себя более адекватно».
Помимо владения точками обмена трафиком, КНБ, считает эксперт, берет на себя в области регулирования интернета несвойственные ему функции.
«При всем драматизме нашей январской ситуации, ее не сравнить с тем, что сейчас происходит в Украине. Но там никто и не думает отключать интернет, хотя им наверняка пользуются враги Украины. У нас же в январе наше перепуганное правительство не без участия КНБ отключило интернет, поставив на уши интернет-торговлю, онлайн-платежи и так далее.
То есть при прежнем режиме КНБ проникал у нас во все сферы общественной жизни, в том числе и интернет, при этом не справляясь со своими функциями. Во время тех же январских событий его сотрудники оставили посты, отдав в руки мародеров огромное количество оружия. Раз уж в стране идет обновление системы, то нужно и возможности КНБ ограничить, чтобы интернет и услуги в ней нормально развивались», — считает Талгат Нурлыбаев.
Полную версию интервью смотрите на канале «ГиперБорей».
КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.