О причинах ухода из власти
— В своих интервью газете «Время» я, по-моему, назвал все причины моего ухода с государственной службы. Кардинальное же решение я принял только тогда, когда окончательно убедился в том, что мои взгляды и подходы абсолютно несовместимы с линией, проводимой представителями ближайшего окружения президента, которые к тому же сформировали монополию на обеспечение главы государства информацией и получили возможность от его же имени декларировать свои идеи.
(Из интервью интернет-газете «Навигатор»)
О взаимоотношениях власти и оппозиции
— Не оппозиция, а власть сегодня пользуется радикальными методами! Она не только радикализируется в своих действиях, но и стала маргинализироваться в своих высказываниях. И именно власть сегодня толкает демократические силы на путь неприятия и противостояния. Если раньше власть всячески старалась скрыть свои изъяны и пороки, то сегодня она как бы выставляет их напоказ и даже начинает гордиться ими.
Почитайте интервью и статьи ныне популярного «соловья», который выдвигает лозунг: «Кто не с нами, тот против нас, а если оппонент не сдается, то он должен быть уничтожен!» Это не та ситуация, когда трус бьет первым, а, наверное, более тяжелый клинический случай. Власть должна помнить, что за все незаконные действия и провокации против демократических сил ей рано или поздно придется отвечать перед судом, и не только судом Истории. Отвечать будут не только наемные гапоны и говорящие головы, но и те реальные должностные лица, которые выступают их нанимателями.
(Из интервью газете «Время»)
Об объединении оппозиции
— Объединение оппозиции не всем нравится. Это видно даже по последним действиям властей, которые, стремясь заранее перестраховаться и обезопасить себя, спешно закрывают мало-мальски независимые газеты, форсируют принятие антиконституционных по своей сути поправок в законодательство о национальной безопасности и выборах, планируют запретить проведение митингов и мирных собраний в период выборов. Думаю, что их мотивы вполне объяснимы и в особых комментариях не нуждаются.
(Из интервью «Независимой газете»)
О том, что мешает политическим реформам
— Я считаю, что продвижению политических реформ мешает вовсе не то, что не сделано в экономике. Мешает уже сделанное в экономике, но сделанное неправильно! Я имею в виду левые схемы по приватизации промышленных гигантов и крупнейших месторождений.
Именно поэтому многие нынешние активные экономические игроки, которые формируют значительную часть ВВП страны, которые получают баснословные барыши в результате таких левых решений и схем, сегодня являются активными противниками и тормозом в проведении политических реформ.
Сможет ли сегодня кто-нибудь из членов правительства объяснить обществу, как, например, в свое время был приватизирован ряд металлургических предприятий? В свое время говорили, что их отдали иностранцам, а сегодня выясняется, что среди собственников этих предприятий таковых нет вовсе! Тогда кому и по какой цене мы их отдали? Пока ведь нет внятных ответов на эти вопросы!
(Из интервью газете «Время»)
О проблемах внутри оппозиции
— Ныне действующие политики не должны утверждать свое лидерство попытками возглавить какие-то легионы. Как правило, такие легионы погибают поодиночке, даже не успев подойти к линии фронта. Задачи ныне действующих политиков должны заключаться в другом: как сформировать устойчивые общественные институты, при которых наступят реальные изменения политической сферы Казахстана. Вот над чем надо ломать голову.
…Нельзя разрывать и без того узкое демократическое поле в угоду личным амбициям отдельных персон. Если эти люди действительно исповедуют демократические ценности, то и в жизни, и в межличностных отношениях они должны быть подлинными демократами.
Что касается ситуации в целом, то я думаю, что раньше каждый «лидерчик» имел за собой небольшую группу сторонников, что давало ему право говорить о том, что он создал целую партию. Но появившиеся сегодня действительно массовые партии уже предъявляют жесткие требования к своим лидерам. Это уже не партии «вождистского» типа, когда один выступает, за ним — десять нукеров, а остальные — нечто вроде массовки.
(Из интервью интернет-газете «Навигатор»)
О том, кто финансирует оппозицию
— Что касается оппозиции в Казахстане, то денег нам никто не дает. Во-первых, наше законодательство содержит нормы, которые запрещают поддержку политических партий со стороны иностранных государств и граждан, тем более финансовую. Если бы мы получили хотя бы один цент от западных институтов и частных лиц, то поверьте, оппозиция в Казахстане как самостоятельная политическая сила была бы давно запрещена. Прокуратура Казахстана с начала года ведет проверку 33 неправительственных и правозащитных организаций, но еще ни разу не смогла доказать, что те получают западную помощь.
В Казахстане существует достаточно широкий круг предпринимателей, которые явно недовольны процветающей и пустившей корни во все сферы общественной жизни коррупцией и кумовством. Они готовы финансировать оппозицию, вливаться в ряды оппозиционных партий и вместе бороться за установление подлинной демократии. С другой стороны, международные организации выделяют гранты различным общественным организациям и тем самым участвуют в формировании институтов гражданского общества.
(Из интервью газете «Время»)
Об «Ак жоле», «Асаре» и «третьих силах»
— Открытое противостояние «Ак жола» и «Асара» очень выгодно третьим силам из окружения президента, которые держат его в тесном «кольце», и за последние два-три года сделали все возможное для того, чтобы свернуть, пусть и небольшие, достижения политической реформы. Это с их подачи был принят драконовский закон о партиях. Они стоят за судебными процессами над СМИ. Они «стреляли» по фидерам независимых каналов.
Именно на них лежит ответственность за позорящие страну судебные процессы над политиками и журналистами. Эти же силы кардинально извратили инициативы президента о необходимости принятия демократических законов о СМИ и выборах. И сегодня мы видим, что за многочисленными статьями и публикациями политологов о противостоянии между нашими партиями стоят именно они.
«Кольцо» вокруг президента настолько тесное и узкое, что иногда доходит до абсурда. Взять, к примеру, недавнее «фальшивое» интервью газете «Уолл стрит джорнэл», якобы принадлежащее главе государства. Я не думаю, что Дарига Нурсултановна, являясь дочерью президента, полностью разделяет их взгляды и приветствует все, что творят эти силы, загоняя тем самым страну и президента в тупик. И вряд ли она согласится с тем, что именно эта сила выдвинет реального кандидата в президенты…
(Из интервью интернет-газете «Навигатор»)
О демонополизации СМИ
— Я считаю, что пришла пора законодательно определить принципы функционирования информационного пространства.
Мы должны четко и ясно определить пределы, превышение которых будет считаться монополизмом, соответственно необходимо проработать и механизмы обеспечения прозрачности рынка, выявления степени ангажированности медиаигроков (вплоть до антимонопольного расследования).
Ведь не секрет, что большинство СМИ записано не на истинных владельцев, а на подставные имена и компании.
(Из интервью газете «Время»)
О судебном процессе с «Хабаром»
Дарига Нурсултановна!
И я, и Вы, равно как и Ваш отец, хорошо знаем историю формирования Вашего медиахолдинга. Эта история была еще и историей нашего с Вами противостояния, которая изобилует многими весьма интересными фактами и деталями. Поэтому я обращаюсь к Вам с предложением, чтобы Вы лично подали в суд на меня. Мы оба являемся публичными политиками, которым негоже прятаться за чужими спинами и надежными тылами.
Я абсолютно уверен в своей правоте. И если Вы так же уверены в своей правоте, то давайте встретимся в суде и расскажем обществу то, что считаем нужным сказать о том, КОМУ, КОГДА и КАК переходили в собственность, покупались, продавались те или иные СМИ. И пусть суд рассудит правоту каждого из нас!
(Из газеты «Время»)
О парламенте
— Почему депутаты не поднимают вопросы, связанные с эффективным расходованием бюджетных средств? Почему они не спросят у правительства, куда уходят сверхдоходы от продажи казахстанского сырья и почему нашими главными торговыми партнерами являются Бермудские и Виргинские острова? Почему растет расслоение на богатых и бедных при таких быстрых темпах роста ВВП? Почему парламент не имеет ровно никакого отношения к деятельности Национального фонда, в авуарах которого сегодня накоплены средства, сопоставимые с республиканским бюджетом? Почему парламент не интересуется международными скандалами, связанными с нашим государством?
И таких неудобных для правительства вопросов очень много. Но раз уж парламент не задает правительству неудобных вопросов, это значит только одно: он не считается с волей народа и полностью зависит от власти.
(Из интервью газете «Время»)
О расколе внутри правящей элиты
— Если мы продолжим рассуждать о Казахстане как о закрытом акционерном обществе, где контрольный пакет в руках одного-единственного человека, который гарантировал стабильность, то теперь акционеры, владевшие «спавшими» блокирующими пакетами, начнут их активно использовать и пускать в ход. В результате такого дисбаланса сил президент будет терять равновесие, снизится управляемость страной и предсказуемость власти. Любая попытка объединить все эти партии в единый президентский блок под началом «Асара», т.е. Д. Назарбаевой, как бы его ни называли, приведет к такому противостоянию внутри элиты, что это может аукнуться Нурсултану Назарбаеву в 2006 году.
Раскол полностью дезориентировал пропрезидентские партии и местных акимов, которые уже не знают, как реагировать и кого поддерживать. Более того, раскол переходит в открытое противостояние на партийно-политическом поле.
(Из интервью газете «Ассанди-таймс»)
О будущем, которое мы выбираем
— Не демократы в Казахстане проводили приватизацию. Не они несут ответственность за обнищание населения и социально-экономическое неравенство. Ее проводили как раз те, кто сегодня числится в «партии власти». Я имею в виду чиновников высшего и среднего звена, которые являются функционерами некоторых провластных партий.
Не демократы сегодня обладают огромной собственностью в стране. До сих пор народ Казахстана не был избалован честными выборами, развитостью демократических институтов, поэтому он попросту не может «устать» от демократии. Именно недостаток демократии сделал технический вопрос о принятии законопроекта о выборах политическим! Хотя на самом деле Закон о выборах — это не вопрос демократии, это вопрос элементарной порядочности и честности, прежде всего для власти.
В Казахстане сейчас вопросы развития демократии не рассматриваются как политологические изыски. Казахстанцы рассматривают демократию как честность и ответственность власти перед народом. Демократия для нашего народа — это вопрос элементарного выживания. Почему? Потому что это вопрос правильного распределения национального богатства, и прежде всего — нефтяных доходов. Только прозрачная политическая система позволит сделать так, чтобы простому человеку что-то перепало от многомиллиардных сделок.
А пока что ежегодный рост ВВП никак не отражается на благосостоянии большинства казахстанских семей. Народ — сам по себе, ВВП — сам по себе.
Не роскошь ли для государства держать около 4 миллиардов долларов за рубежом через Национальный фонд, когда страна является одним из лидеров по уровню заболеваемости туберкулезом в мире? И когда из-за отсутствия элементарных медицинских учреждений в аулах люди умирают от элементарных заболеваний. Когда больше половины населения испытывают проблему с самым необходимым — чистой питьевой водой. Когда образование становится недоступным и некачественным для значительной части молодежи. В этой ситуации происходит дикая урбанизация в стране, а маргинализация населения приобретает угрожающий характер.
Эти вопросы не будут решаться системно, пока не будет изменен принцип формирования и ответственности власти. Пока у нас идет абсолютное головокружение от относительных успехов в экономике, обусловленных высокими ценами на нефть и сырье.
А потребность в демократии, проведении честных выборов, политических реформ сидит в наших людях. И чем больше наши сограждане будут задаваться вопросом «Почему мы так живем?», чем чаще они будут сталкиваться с недостатками политической системы в повседневной жизни, тем больше будет социальная база демократии и демократических партий. И они, поверьте, еще свое слово скажут.
Если вы заметили, в последнее время идет процесс возвращения в большую политику демократов первой волны, прежде всего депутатов Верховного Совета 12-го и 13-го созывов. Начинает активизироваться творческая интеллигенция, которая по определению поддерживает демократические ценности. Она становится в ряды демократических партий, и в первую очередь в ряды «Ак жола».
О чем это говорит? Сегодня Казахстан стоит перед мучительным и трудным выбором, от которого будет зависеть то, в какой стране мы будем жить в ближайшие годы. Поэтому многие не хотят оставаться сторонними наблюдателями и тем самым сигнализируют обществу о своем выборе. А рано или поздно такой выбор придется сделать каждому…
(Из интервью газете «Время»)
О тех, кто уже готов уничтожать оппонентов
У нас есть своя Триада. Триада — это три столпа, на которых зиждется власть нынешнего режима.
Сегодня президентские выборы проводятся в интересах этой Триады. Семьи. Окружения. Олигархов. Они же их и проводят. Каждый для себя.
Триаду объединяет три вещи:
а) желание любой ценой сохранить «стабильность» капиталов и собственности;
б) не допустить появления силы, способной бросить вызов их «благополучию», то есть держать общественные процессы под своим контролем;
в) возможность зарабатывать свои капиталы и дальше. Каждый день, который они проводят как есть, это огромные суммы в валюте. Это каждодневные многомиллионные прибыли. Чтобы хорошо есть, им нужно, чтобы все было, как есть.
Пока это так, Назарбаев Триаде нужен.
Если бы Триада рассматривала Назарбаева как долгосрочную, стратегическую фигуру, разве выборы прошли бы так, как сегодня? С многочисленными нарушениями. Арестами. Обысками. Избиениями. Поджогами. Убийством. Они ведь понимают, что с таким «букетом» нарушений закона выборы не могут быть признаны честными. По определению.
В таком случае зачем они проводят выборы с таким количеством грязи? Ответ прост: они уже не рассматривают Назарбаева в качестве стратегической, долгосрочной фигуры. Руководителя страны, с которым можно делать свои дела с прицелом на далекую перспективу. Он им нужен для того, чтобы застолбить за собой кресло президента. С последующей передачей. По описи.
И если Назарбаев «победит», то они сразу начнут «зачистку» политического поля. Это не важно, что многие сегодняшние действующие лица чувствуют себя «прикрытыми». Завтра Триада будет решать их судьбы. Судьбы акимов. Министров. Особенно силовиков. Тех, кто взяли на себя всю грязь этих выборов, те, кто еще возьмет на себя эту грязь, понимают, что Триада отплатит им черной неблагодарностью. Прежние заслуги считаться не будут. Все будет решаться по принципу «за» или «против». Будут решать в основном первый и третий столпы. То есть Семья и Олигархи!
Триада уже свой выбор сделала. Она уже сказала, в какой стране она хочет жить. Показала, как она хочет нами править.
Самое время подумать об этом и всему остальному обществу.
Альтернативы только две:
— либо 15-тью миллионами граждан будут править Они, либо 15 миллионов граждан станут управлять своей страной самостоятельно;
— либо Триада будет диктовать обществу и дальше, либо общество поставит на место Триаду.
Вот и все.
Поэтому надо делать выбор. Сознательный. Гражданский. Личный. Выбор в пользу справедливости. Выбор в пользу закона и порядка. Каждый сам за себя. За своих детей. За своих внуков.
(Из газеты «Эпоха»)