Из-за крупной аварии на теплосетях Экибастузской ТЭЦ город в 30-градусный мороз остался на несколько дней без тепла и воды. Восстановительные работы идут до сих пор. В похожей ситуации могут оказаться города Петропавловск и Шахтинск, где также произошли аварии на теплотрассах.

Как выяснилось, виной всему изношенность теплосетей: владельцы местных ТЭЦ особо не вкладывались в их обновление.

В то же время, по мнению экономиста Айман Турсынкан, главная причина кризиса — в монополии. Об этом она пишет на своей странице в Facebook.  

«Высказано много мнений по ситуации в четырех городах Казахстана с теплоснабжением. Ведутся работы аварийными бригадами. Но поражает бессистемный подход. Все силы брошены на спасение ТЭЦ, ограбленных владельцами, изношенных и изживших эксплуатационный срок «естественных монополий». Их в Казахстане столько же, сколько и городов.

Но никто не озвучил, что любая монополия на рынке — противоестественна.

Проблемы с централизованным снабжением электроэнергией, теплом, горячей и холодной водой, канализационными стоками и вывозом мусора будут нарастать в Казахстане не только в пострадавших регионах из-за аварий или диверсий в клебановских структурах,  но и отставания  развития сетей вслед за быстро растущим потреблением, когда централизация и есть корень всех проблем.

Все это сильно напоминает конец 80-х и начало 90-х, зарю передела госплановой  собственности в олигархическую, где заложниками становились не только городские жители. Это происходило и с моногородами, покинутыми населением. Выходом были дизель генераторы чабанки,  буржуйки, вода с колонок, водовозы. Народ быстро находил выход в автономии, но государство продолжало наживаться на неэффективной централизации», — пишет Айман Турсынкан.

По ее мнению, нужны «системные меры, которые наша команда  рекомендовала международным финансовым организациям,  МНЭ, расформированному Минрегразвития и акиматам регионов ещё в 2018 году».

Экономист перечисляет эти меры:

1) Полная демонополизация рынка ЖКХ, обеспечение максимальной конкуренции между средними и малыми ЖКХ поставщиками услуг. Например, текущее покрытие центральным теплосетями Алматы менее 45% площади мегаполиса, отсюда уплотняющая застройка и гарантированные аварии. Кроме 3 ТЭЦ в городе вынужденно работает свыше 1800 иных теплостанций на газе. Авария на одной из них не так критична для жителей, как выход из строя одной из гигантских ТЭЦ.

2) Пересмотр СНиП РК по строительству зданий без автономного жизнеобеспечения по примеру Германии, где запрещен ввод МЖС без солнечных батарей для теплоснабжения и горячей воды. Генерация солнечная составляет 50% всего энергорынка.

3) Ввод дифференцированной по группам владельцев имущества по модели Нью Йорка единой ренты, включающей земельный налог, налог на имущество  и долевое участие в подводе инфраструктуры. При расчёте по этой модели нагрузка на собственников единственного жилья сокращалась в 10 раз, а на иные категории, извлекающие коммерческую выгоду от эксплуатации, вырастала так, что пополнила бы местный бюджет на 10% вместо  текущих 0,8%. При этом общий уровень налогового бремени на бизнес остался бы прежним.

4) Развитие рынка муниципального лизинга с фондированием из зелёных источников. Суть проста и применима для севера Казахстана наравне с югом, а для запада вообще жизненно необходимая.

«Государство в лице районного (поселкового) акимата заключает договор с МСБ предприятиями на автономное ЖКХ и даёт им, либо ОСИ, возможность оснастить жилые массивы и соцкультбыт обьекты на 10 лет в лизинг — солнечные батареи с аккумулятором, аварийные электрогенераторы, квартальные котельные мультитопливного типа, скважины водоснабжения, автопарка, минизаводы по переработке мусора, мини когеренационные станции на попутным нефтяном газе,  установки  сжижение углекислого на газовых котельных и отправка этого натурального хладагента на системы холодоснабжения (кондиционирования).

При пересчёте на примере солнечного энергоснабжения у нас вышел тариф для жителей менее 6 тенге за 1 кВт час, менее 650 тенге за 1 Гкал тепла, в 2 раза ниже тариф на воду и нулевая ставка на вывоз ТБО. Для оператора ЖКХ рентабельность на уровне 12%-15% годовых, для муниципалитета полное избавление от инвестиций в ремонт старых сетей и ТЭЦ, а для финансовых организаций отличный бесрисковый портфель. При этом такие автономные ЖКХ  становятся получателем по квотам на выбросы СО2 и потому первичное фондирование под 0% ставку», — пишет Айман Турсынкан.

Она уверена, что «чем больше задач по ЖКХ  решаются на рыночной основе, тем меньше шансов политической спекуляции в войне кланов, меньше финансовой подпитки для гнева народа автократами и олигархами».  

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.