Ответ на вопрос, вынесенный нами в заголовок данного материала, должен был быть дан в ходе судебного процесса над бывшим председателем КНБ Казахстана, который закончился 24 апреля 2023 года обвинительным приговором: Карим Масимов получил 18 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Однако суд проходил в закрытом режиме, а на само дело изначально был наложен гриф секретности, поэтому нам ничего не остается, как строить версии и верить или не верить в честность судей. А учитывая репутацию наших судов, веры в них нет практически ни на грош.

Давайте вспомним, как это дело начиналось, раз уж, как шло расследование и судебное следствие, мы не знаем.

Январь 2022 года начался в Казахстане с массовых протестов, перешедших в массовые же беспорядки, продлившиеся чуть больше недели. И только 7 января президент страны Касым-Жомарт Токаев отдал приказ стрелять по протестующим без предупреждения.

На тот момент глава КНБ был смещен со своего поста: это произошло 6 января. А 7 января Масимов был уже задержан по подозрению в измене родине и попытке захвата власти. Арест Масимова суд санкционировал 27 января 2022 года.

Детали уголовного дела не разглашались, поскольку ему присвоили гриф «секретно». Было лишь известно, что арестовано и имущество бывшего председателя КНБ.

Из застенков просачивалась скудная инсайдерская информация: мол, Масимов дает признательные показания, что действительно отдавал приказы руководству региональных Департаментов КНБ РК вывести сотрудников из служебных зданий в случае угрозы их захвата протестующими, но при этом не берет ответственность за эти приказы на себя, а перекладывает на главу Совета безопасности РК (Назарбаев занимал этот пост до 5 января 2022 года).

И при этом Масимов не признает себя виновным в организации заговора с целью свержения Касым-Жомарта Токаева и государственной измене в пользу иностранного государства.

Занавес был чуть-чуть приоткрыт, когда следствие было завершено и материалы уже рассматривались в суде.

Роль «открывателя тайн» взял на себя генеральный прокурор РК Берик Асылов.

«В самый пик беспорядков почти весь личный состав департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания. По данным следствия, 5 января 2022 года поступило письменное указание заместителя председателя КНБ Садыкулова о готовности личного состава к оставлению здания. По указанию Масимова оставили здания ДКНБ в Алматы и Кызылординской области. Также по команде руководства были оставлены здания департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей. В результате таких действий не были приняты своевременные меры по пресечению беспорядков. Алматы и Талдыкорган на двое суток полностью оказались во власти вооруженных бандитов», — рассказал Асылов на заседании мажилиса парламента РК 5 января 2023 года.

В чем заключалась измена родине и попытка захвата власти, осталось непонятным. Тем не менее, Масимова осудили именно по соответствующим статьям: суд признал Карима Масимова виновным по части 1 статьи 175 («Государственная измена») и части 3 статьи 179 («Насильственный захват власти») УК РК.  Плюс к этому добавилось обвинение по пункту 3 части 4 статьи 362 («Превышение власти и должностных полномочий»).

Сомнительным доказанность госизмены со стороны Масимова считает и директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, которого мы попросили оценить, насколько было оправданно с правовой точи зрения слушание дела в суде при закрытых дверях.

Правозащитник полагает, что наша судебная машина злоупотребляет понятиями «государственная тайна», когда тот или иной процесс объявляется закрытым.

«Наша власть, что характерно для авторитарных режимов, злоупотребляет законодательством о госсекретах. И закрывает судебные дела, когда в них втянуты элитные игроки и высокопоставленные чиновники. Процесс над Масимовым —  не исключение.

 

Международное право предполагает, что процесс может быть закрытым, когда дело идет о национальной безопасности. Но это должно быть обоснованно, а мы в данном случае не знаем, что в данном процессе относилось к госсекретам. Если следовать логике нашей власти, судебный процесс над любым сотрудником КНБ можно объявлять закрытым. Но даже если это так, то в Международном пакте о политических правах говорится, что в таком случае приговор должен выноситься публично, и достоянием гласности должна становиться не только резолютивная часть (к чему осудили), но и мотивировочная (в чем обвиняли и как доказали).

 

Если этого не происходит, у нас есть все основания сомневаться в справедливости приговора и полагать, что закон используется как кистень. Когда государство нормой о закрытых процессах злоупотребляет, она сводит на ноль и право человека быть судимым с соблюдением всех норм, и право общества это соблюдение контролировать», — считает Евгений Жовтис.

Исходя из этого, Евгений Жовтис считает, что суд над Масимовым власть, возможно, использовала как инструмент внутриэлитной борьбы. Свои ощущения, что вина Масимова не была доказана, он строит, исходя из обычной логики:

«Председатель КНБ с тремя своими заместителями решился на государственный переворот и захват власти. Но он как-то странно это делает. Путем оставления департаментов КНБ, причем действуя преимущественно на юге страны, а не в столице, власть не захватишь. К тому же, председатель КНБ, захватывая власть, не бегает сам с пистолетом. В процесс должны быть втянуты сотни офицеров, должно быть передвижение воинских подразделений и так далее.

 

В общем, попытка выглядела своеобразно. Так что вопросов больше чем ответов, и власть, похоже, не собирается на них отвечать. Поэтому я очень сильно сомневаюсь в приговоре».

Кстати сказать, сомнения в том, что Масимов способен на госпереворот, ранее высказывал еще один экс-председатель КНБ Альнур Мусаев. Отвечая на вопрос нашего издания, могла ли у Масимова быть собственная политическая позиция, которая и проявилась в январских событиях 2022 года, он ответил:

«Нет, никакой собственной инициативы или участия, тем более организации каких-то политических изменений в стране, у Масимова никогда не было. Это абсолютно не его стиль.  Тем более с учетом того, что он построил с Назарбаевым очень такие доверительные, хорошие, дружеские, можно даже сказать, отношения. Он был предан Назарбаеву и хотел оставаться преданным ему в период вот этого двоевластия.  А когда баланс сил начал меняться в пользу нынешнего президента, он все-таки выбрал Назарбаева. И старался январскую ситуацию, конечно, использовать в интересах Назарбаева, что его и подвело». 

Но это тоже гипотеза. А так это было или иначе, мы пока абсолютно точно не знаем. И вопрос, который мы задали в заголовке этой статьи, остается актуальным.

НАПОМНИМ, ЧТО о вынесенном решение суда в отношении Карима Масимова стало известно 24 апреля 2023 года.

 

Карим Масимов был осужден на 18 лет. Он признан виновным в госизмене (ч.1 ст. 175 УК), насильственном захвате власти в РК (ч.3 ст. 179 УК) и превышении власти и должностных полномочий (п.3 ч.4 ст. 362 УК).

 

 

Вместе с Каримом Масимовым осуждены его заместители: Садыкулов А. – 16 лет лишения свободы, Ергожин Д. – 15 лет лишения свободы, Осипов М. – 3 года лишения свободы. Все лишены званий, госнаград и права работать на госслужбе. Также по делу Масимова и его заместителей в доход государства взыскано свыше 10 миллиардов тенге и 24 миллиона долларов.

Больше про Карима Масимова и его дело читайте в наших публикациях:

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.