На днях стало известно, что племяннику Нурсултана Назарбаева Кайрату Сатыбалды заменили лишение свободы (по решению суда он был приговорен к шести годам тюрьмы за «причинение ущерба без цели хищения») на ограничение свободы на 3 года 3 месяца 7 дней.
Как сообщила пресс-служба областного суда, решение о смягчении приговора вынесено в связи с тем, что причиненный преступлениями ущерб полностью возмещен. Позже в сети было распространено видео, на котором Сатыбалды просит прощения у всех, кого обидел.
Ras aitamyn попросил политологов Димаша Альжанова и Шалкара Нурсеитова прокомментировать эту новость.
Договоренности между Токаевым и Назарбаевым остаются
По мнению Димаша Альжанова, «дело здесь не в возмещении ущерба государству, а в договоренностях и ослаблении внутрисистемных соперников через изъятие их активов».
«Полагаю, после Кантара задача Токаева состояла в том, чтобы стабилизировать свою власть без того, чтобы идти на тотальную конфронтацию в ущерб всем сторонам. Ведь всем участникам есть, что скрывать и что использовать против друг друга. Поэтому не было открытого расследования деятельности племянников и их окружения, а преступления, по котором провели Сатыбалды, были исключительно экономическими».
По итогам приговора Сатыбалды видно, считает политолог, что «семья» финансово наказана, а их лояльная база среди истеблишмента ослаблена, как и потенциал оспаривать власть. То есть договоренности и гарантии между Токаевым и Назарбаевым остаются.
Больше комментариев Димаша Альжанова о власти и политике:
- «Те же клише, что при Назарбаеве». Димаш Альжанов о «красных линиях» властей Нового Казахстана
- «Это иллюзия, что от усиливающегося авторитаризма можно уйти». Подводим итоги года с Димашем Альжановым
- Димаш Альжанов: «В послании Токаева не прозвучало главного — отхода от ручного управления экономикой»
- О чем говорят суды над кантаровцами? Интервью с Димашем Альжановым
- «Цель Токаева — тотальный контроль». Мнение Димаша Альжанова
Новый Казахстан или Старый – нет разницы
В свою очередь политолог Шалкар Нурсеитов считает такой исход по делу Кайрата Сатыбалды логичным, так как за 5 лет и 5 месяцев президентства Токаева не была реформирована ни одна ветвь власти.
По его мнению, новость о смягчении наказания Кайрату Сатыбалды ярко демонстрирует, что нет никакого «Жаңа Казахстана» и “Старого Казахстана”. Но есть консолидированный авторитарный режим, где судебная власть является инструментом в руках исполнительной власти для наказания несогласных с ее политическим курсом, а также управлением борьбой между представителями авторитарно-олигархической системы за политические и экономические ресурсы.
Поскольку перед новостью о смягчении наказания госорганы не раз выпускали пресс-релизы о том, что Сатыбалды “вернул государству незаконно приобретенные активы”, Ras aitamyn поинтересовался у политолога, было ли это информационным вбросом, чтобы подготовить общественность.
По мнению Нурсеитова, подготовка общественного мнения началась еще раньше – в декабре прошлого года, когда практически все крупные СМИ тиражировали новость с заголовком “Кайрату Сатыбалды отказали в УДО”. А второй ее этап стартовал в январе текущего года и идет по сей день.
«Например, в январе и феврале 2024 года тиражировалась новость о том, что К.Сатыбалды вернул государству активы на 650 млрд тенге. В марте сообщили, что К Сатыбалды вернул Казахстану ещё 44,6 млрд тенге. В начале апреля вышла новость о том, что К.Сатыбалды признал вину в отмывании денег и чуть позже антикоррупционная служба сообщила, что племянник Н.Назарбаева планирует вернуть стране еще 50 млрд тенге. Летом, особенно накануне пересмотра решения суда в пользу К.Сатыбалды, активно тиражировали новость с заголовком “Кайрат Сатыбалды вернул государству активов на 1,6 млрд долларов”.
Все это говорит о том, что в течение нескольких месяцев шла информационная кампания, чтобы подготовить общественность к такому решению суда по делу племянника экс-президента”, — резюмирует Нурсеитов.
Такая кампания была выгодна как властям так называемого “Жана Казахстана”, так и самому племяннику Назарбаева, считает политолог:
«Для Акорды новости про возврат государству активов Сатыбалды временно служили PR-тактикой для продвижения тезиса Токаева о диктатуре закона. Для Сатыбалды данная кампания была полезна для демонстрации его лояльности к действующему хозяину Акорды».
Но Токаев и его администрация сами себя дискредитируют:
«Данный кейс лишний раз показывает, что невозможно построить «Справедливый Казахстан» на пустых политических заявлениях», — считает Шалкар Нурсеитов.
Больше комментариев Шалкара Нурсеитова о власти и политике:
- Шалкар Нурсеитов: «У Токаева нет мотивации менять систему»
- «Всего лишь перформанс автократа». Мнение Шалкара Нурсеитова
- Шалкар Нурсеитов про особенности пропаганды Кремля и Акорды
- Три сценария транзита власти Токаева. Интервью с Шалкаром Нурсеитовым
- Шалкар Нурсеитов про пять вещей, мешающих установлению справедливости в Казахстане
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.