В ходе выборов президента Казахстана, прошедших в минувшее воскресенье, без нарушений не обошлось: их фиксировали как отечественные наблюдатели, так и международные. Но представители миссии наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и содействию в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) в своих оценках сделали акцент не столько на нарушениях в день выборов, сколько на нездоровой, по их мнению, политической обстановке, в которой проходили собственно сами выборы.
Основные их претензии, озвученные главой миссии Урсулой Гацек, были сведены к тому, что выборам не хватало конкуренции, а нормативно-правовая база, несмотря на заявленные Казахстаном реформы, не соответствует международным стандартам.
Миссией также негативно были оценены процедуры подсчета голосов.
«Внеочередные выборы президента РК прошли в политической обстановке, лишенной конкуренции. Хотя проведение выборов было осуществлено эффективно, выборы подчеркнули необходимость дальнейших реформ и приведения соответствующего законодательства и его реализации в соответствие с обязательствами ОБСЕ по обеспечению подлинного плюрализма.
Действующий президент баллотировался как совместный кандидат от всех парламентских партий, и, по сути, ему не было брошено серьезного вызова в ходе сдержанной кампании.
Только переход к однократному семилетнему сроку полномочий президента применим к этим выборам, и предыдущие рекомендации БДИПЧ остаются невыполненными, а нормативно-правовая база не полностью соответствует международным стандартам и обязательствам ОБСЕ в отношении демократических выборов.
В первой половине дня процесс проходил нормально, а потом «были проигнорированы важные процедурные гарантии, что вызвало вопросы о том, были ли подсчитаны бюллетени и честно ли они были представлены.
Часто не обеспечивалось содержательное наблюдение, поскольку как международные, так и гражданские наблюдатели не имели возможности наблюдать за процедурами подсчета голосов и подведения итогов без ограничений, что подрывало прозрачность выборов», – отметила г-жа Гацек.
Несколькими часами спустя министерство иностранных дел Казахстана прокомментировало заявление миссии БДИПЧ/ОБСЕ. Причем дипломатичным его можно называть только по форме.
По содержанию же оно уличает наблюдателей в том, что они не верят «проводимым президентом Казахстана реформам, направленным на трансформацию страны, превращение ее в передовое общество, основанное на верховенстве закона». И поэтому все их выводы — «типичные», «трафаретные», «предвзятые», содержат «голословные и неподтвержденные факты обвинения», и – главное (!) – «диссонируют с выводами миссий всех авторитетных международных организаций, также наблюдавших за выборами, что вновь показывает предвзятость».
«Заявление о предварительных выводах и заключениях Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами в Казахстане страдает отсутствием объективности и ставит под вопрос эффективность БДИПЧ как важного института организации, который до настоящего времени пользовался поддержкой нашей республики», – говорится в ответе МИД РК.
Если переводить с дипломатического языка на русский, то получается, что наблюдатели, скажем, от миссии СНГ – «правильные».
Ведь глава миссии Сергей Лебедев «погладил» наши выборы «по шерстке», отметив, что «все шесть кандидатов были достойные». А вот БДИПЧ/ОБСЕ – прямо «враги народа» какие-то, которые демонстрируют «полное нежелание воспринять развитие внутренней ситуации в нашей стране».
Между тем, в Евросоюзе пока не обратили серьезного внимания на заявление казахстанского МИДа о якобы неэффективности БДИПЧ. Напротив, в ЕС призвали власти РК выполнить рекомендации наблюдателей, чтобы «усилить процесс реформ для повышения политического плюрализма и участия граждан в политической жизни».
«Мы продолжим работать с Казахстаном в соответствии с соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) и поддерживать реализацию важных реформ, чтобы обеспечить полностью прозрачную и конкурентную политическую среду в качестве ключевых шагов на пути к новому демократическому и справедливому Казахстану», — говорится в заявлении ЕС.
Но насколько реальны эти реформы?
Мы уже не раз отмечали, что слова главы государства Касым-Жомарта Токаева и дела – «две большие разницы». Это касается и закона о мирных собраниях, и о политических партиях, и собственно, выборного законодательства, изменения в которые на бумаге не повлекли серьезных подвижек в реальной политике.
Митинги проводятся, как и ранее, только при согласии властей. Ни одной новой политической партии за три с половиной года правления «ноль второго» не зарегистрировано. Участие в президентских выборах существенно ограничено необходимостью наличия у кандидата стажа на госслужбе, а также отсутствием института самовыдвижения.
Как говорят в народе? Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Кстати, говоря о «трафаретности» выводов миссии БДИПЧ/ОБСЕ, казахстанскому МИДу неплохо было бы обратить внимание на собственные заявления.
Помните, когда Европарламент принял резолюцию по январским волнениям в Казахстане, где в очередной раз призвал Казахстан уважать права человека, как ответил МИД? Что резолюция содержит «предвзятую, тенденциозную и необъективную критику». Ничего не напоминает?
Складывается мнение, что в нашем внешнеполитическом ведомстве существует «трафарет» на любые критические заявления европейских политиков, в котором нужно только события и дату не забывать менять.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.