Вчера в Астане начались прения  по делу бывшего министра национальной экономики 43-летнего Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве супруги 31-летней Салтанат Нукеновой. Государственный обвинитель и представители потерпевшей стороны еще раз акцентировали внимание присяжных на всех ужасающих подробностях этого преступления. По их мнению, безнаказанность порождает вседозволенность и плодит «элитарных паразитов».

Напомним, что Куандыка Бишимбаева обвиняют по статьям п. 1, части 2 статьи 110 УК РК (Истязание), п. 5, части 2 статьи 99 УК РК (Убийство с особой жестокостью), статье 14 части 2 (Рецидив особо тяжкого преступления). Ему грозит от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок. 

 

Его родственника Бахытжана Байжанова обвиняют теперь только по одной статье  —   432 УК РК (Укрывательство преступления).  

Прения проходят в два этапа – с участием присяжных заседателей и без них.

Манипуляции, ложь, садизм

Первой выступала в прениях сторона гособвинения в лице прокурора Айжан Аймагановой. Обращаясь к присяжным, она назвала убитую «лучиком света»,   подчеркнула, что на протяжении 2023 года она не раз подвергалась истязаниям и что рассматриваемое дело вызвало негодование общественности, которая ждет справедливого вердикта присяжных.

«Наше дело это яркий пример бытового насилия, — сказала прокурор. — Бытовое насилие оказывает негативное воздействие на физическое и психическое здоровье жертвы. Оно создает атмосферу страха в семье».

Хотя Бишимбаев пытается убедить всех, что это Нукенова манипулировала им и что это он — жертва, по мнению гособвинителя, все ровно наоборот:

«В переписках Салтанат многократно извиняется. Это говорит о том, что у Салтанат в эти сроки возник комплекс вины, формируемый исключительно под воздействием Бишимбаева. Этим и объясняется ее нерешительность разорвать однозначно токсичные отношения, ее многократные возвраты к нему были связаны только с внушением ей Бишимбаевым».

Прокурор обратила внимание присяжных на то, как мастерски Бишимбаев лжет и искусно уходит от неудобных вопросов, хотя это в итоге ему не помогло:

«Вся его версия вмиг рухнула, когда на его телефоне были обнаружены видеоматериалы с мучениями Салтанат. На них Салтанат, ещё способная что-то говорить, но не защищаться, морально подавленная, с потухшим взглядом, физически истощённая, подвергнутая избиению, с растёкшимися на ногах и на полу пятнами крови, демонстрирует розовую рубашку с многочисленными пятнами крови. При этом она говорит Бишимбаеву: «Ты сядешь на 10 лет». Тогда она ещё не знала, что Бишимбаев её избиением не ограничится.

Об этих видео он забыл — почему, спросите вы? Потому что он делал это на регулярной основе, постоянно».

На видео ниже Айжан Аймаганова показала наглядно размер гематомы, обнаруженной в мозгу Салтанат Нукеновой.

«Эксперт сказал, что гематома объёмом 70 мл – это уже критическая стадия. Человек может умереть. У Салтанат была гематома объёмом 230 мл. Столько крови сдавливало мозг. Мы можем только предположить, какие мучения и боль Салтанат испытывала», – подчеркнула прокурор.

Она также напомнила про показания эксперта: храп во сне от предсмертного дыхания человека спутать невозможно.

«У Нукеновой была агония. Уже в тот момент, когда Салтанат сидела с опущенной головой, у неё была агония. Убийство Салтанат совершено с особой жестокостью. Бишимбаев проявил садизм. На протяжении более десяти часов истязал и глумился над ней», – подчеркнула прокурор в прениях.

В своем выступлении прокурор категорично заявила, что Бишимбаев и Байжанов хотели избавиться от тела Салтанат. Именно поэтому устроили аттракцион с ее мобильным телефоном, чтобы создать видимость ее перемещения, что она якобы была еще жива, а Бишимбаев к убийству не причастен.

«Я впервые столкнулась со случаем, когда вроде бы и ум есть, и интеллект работает, и внешне человек выглядит неплохо, но в этом человеке нет главного — сердца. В этом человеке, я повторюсь, нет самого главного, уважаемые присяжные заседатели, уважаемый суд, это сердца. Мы не увидели в его глазах ни сожаления, ни раскаяния», — заявила прокурор.

В конце своего выступления гособвинитель подчеркнула:

«Высокообразованный человек, проходивший обучение за рубежом, родившийся в благополучной семье, бывший министр экономики, «лицо» нашей страны… он вдвойне должен ответить за свои действия».

9 ноября была убита не только Салтанат

Айтбек Амангельды, родной брат погибшей Салтанат Нукеновой, в своем выступлении в прениях рассказал, что Салтанат росла в «обычной казахской семье» и «была нашей маленькой принцессой».

«Мы жили своей жизнью, и никто из нас не ожидал, что подобный ужас может случиться. И это уже длится полгода. Полгода осквернения памяти Салты, лжи, информационных атак, с 11 ноября, когда я клал сестренку в могилу, уже начали выходить новости, какая она, мягко говоря, непорядочная женщина, алкоголичка. Все эти полгода у нас нет даже возможности горевать, мы находимся в состоянии постоянной  борьбы за правду, справедливость. Кроме нас, никто за нее сейчас не постоит. Это борьба забрала у нас так много. Вся наша жизнь была рассмотрена под лупой…»

Айтбек сказал присяжным, что для того, чтобы увидеть жестокость, не нужно быть юристом или судмедэкспертом, для этого требуется просто сердце:

«Когда жестокость происходит, ты просто знаешь, что это плохо. И правда ужасает, и шокирует. Я, как и вы, как и весь мир, не ожидал увидеть детали этого видео с телефона подсудимого.  Мне тяжело представить и понять, каким человеком нужно быть, чтобы совершить это».

Смотрите выступление Айтбека на видео. 

 «Я не прошу у вас жалости или сочувствия. Я взываю к справедливости ради Салтанат. Убийца и его помощник заслуживают самого строгого наказания. И только так восторжествует справедливость. Они забрали жизнь у Салтанат,  её будущее. Забрали часть жизни у родителей», – сказал Айтбек Амангельды, обращаясь к присяжным.  

По его словам, 9 ноября была убита не только Салтанат.

«В тот день что-то умерло и в родителях, и во мне. Для нас жизнь не движется вперёд. Мы до сих пор там с Салтанат 9 ноября. Мы не хотим, чтобы наступали новые дни, потому что в каждом дне в будущем не будет Салтанат», — резюмировал своё выступление брат убитой.

«Не в тот день снято»

Адвокат потерпевшей стороны Жанна Уразбахова в своем выступлении показала две фотографии Салтанат: на одном фото она в день свадьбы, а на втором — какой ее увидели родные в морге.

«Красивая, счастливая, в белом подвенечном платье, она не дожила до своей первой годовщины свадьбы с Бишимбаевым. С начала своего брака она подвергалась систематическим побоям», — прокомментировала фотоснимки адвокат.

Она обратила внимание присяжных на фразу, сказанную Бишимбаевым в то время, когда исследовались видео в его телефоне:

«Когда суд открыл его телефон и начал смотреть видео, Бишимбаев заметался в своей камере. Он подходил к микрофону и говорил: «Это мне скинули на What’sApp. Мне это подкинули, это видеомонтаж». Но ещё он сказал одну очень важную фразу, которую не все услышали. Он сказал: «ЭТО БЫЛО СНЯТО В ДРУГОЙ ДЕНЬ». О чём это говорит? О том, что Бишимбаев регулярно снимал такие же видеозаписи. Потому что систематически, как написано в обвинительном акте, он подвергал Салтанат пыткам и истязаниям». 

Обратив внимание суда и присяжных на зал, где постоянно присутствуют родители и родственники Салтанат, ее подруги, адвокат отметила, что друзей Бишимбаева в суде нет:

«Ни один друг Бишимбаева за месяц не пришел, один раз была его тетя. На мой взгляд, даже родственники Бишимбаева, его друзья осознают его виновность».

Обращаясь к суду и присяжным, адвокат подчеркнула, что безнаказанность порождает вседозволенность. И если сегодня агрессор не ответит за свои действия, завтра ещё чья-то сестра, дочь, подруга, любая из казахстанских женщин может отказаться на столе у патологоанатома.

«Умирала с полными ужаса глазами» 

Другие адвокаты потерпевшей стороны в своих выступлениях упомянули еще несколько фактов, неизвестных широкой публике, так как видео с телефона Бишимбаева могли посмотреть только участники процесса.

Так, адвокат Дамир Ишмаметов рассказал, что Бишимбаев 175 раз задал вопрос Салтанат о том, спала ли она с Раимбеком Баталовым.

Адвокат Алия Омарова обратила внимание на то, как Бишимбаев в ходе судебного разбирательства пытался создать видимость любящего и заботливого супруга, всячески очерняя Салтанат:

«В ходе судебного следствия та версия, которая была изложена подсудимым Бишимбаевым в суде, была тщательно проверена. Как следуют из показаний многочисленных свидетелей, из показаний Байжанова, Салтанат была очень мягкой и чувственной девушкой, с огромным желанием жить и радоваться жизни. Однако Бишимбаев взял на себя роль Всевышнего и посчитал, что он по своему усмотрению может распорядиться жизнью своей супруги».

Адвокат Омаров рассказала еще об одном фрагменте с тех ужасных видео, что им пришлось изучить:

«Бишимбаев, направив камеру своего сотового телефона, пытается раздвинуть ноги и заснять… все ее интимные места. С целью еще большего унижения Салтанат. Однако она, как может, из последних сил, прикрывает свою обнаженную грудь и сжимает ноги… А в ее глазах мы видим страх и беспомощность».

Адвокат попросила присяжных обратить внимание на фото, сделанное с этого видео:

«Это последняя фотография живой Салтанат, это последние минуты ее жизни, где она беспомощна и ее глаза полны ужаса».

Об «элитарных паразитах» с наклонностями садистов

Адвокат потерпевшей стороны Игорь Вранчев обратил внимание суда и присяжных на другую сторону личности Бишимбаева.   

«Игорь Вранчев причислил экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева к «элитарным паразитам» и намекнул на роль экс-президента Нурсултана Назарбаева в их возвышении», — описали его выступление журналисты КазТАГ.

Близко к тексту это прозвучало так:

«Своими показаниями, своими действиями, он Салтанат убил не только 9 ноября, он продолжал убивать здесь, в вашем присутствии, на глазах родственников, на глазах всего мира. Смаковал и получал удовольствие. Как такое может быть у человека, который, мы знаем, вроде бы из нормальной известной семьи, имел отношение к политической элите страны, как так получилось?

У этого человека садистические наклонности. Это его воспитание, он пришел к этому не 9 ноября, не 8 ноября, с этим он жил всю жизнь. Это доказывают показания сотрудников, с которыми он работал. Весь интернет кипит, что он из себя представлял как человек.

В ваших руках сейчас судьба каждого гражданина Казахстана. Поскольку, приняв, по-моему, единственное безусловно правильное решение, признав единогласно Бишимбаева виновным и не дав ему возможность выйти на свободу когда-либо, вы таким образом освободите Казахстан, весь наш народ от элитарных паразитов…

Паразитарная прослойка нашего общества — мы знаем, в какой период возникла и за счет чего они стали министрами, крупными бизнесменами. Посадив одного, вы дадите большой урок всем, кто смотрит этот процесс. Всем другим «бишимбаевым», которые ждут — выйдет он на свободу или нет. И если он выйдет на свободу, то вы просто дадите всем остальным возможность продолжать делать то, что они делали на протяжении всех 30 лет в нашей стране — беспредел и полная безнаказанность».

Смотрите выступление адвоката на видео.

Вранчев продемонстрировал присяжным и суду открытый бутылек 10% нашатырного спирта в суде, чтобы все почувствовали запах нашатыря, а затем задался вопросом:

«Куда делись кровавые следы справа от дивана и причем здесь нашатырь? Версия Бишимбаева, что данный нашатырный спирт был приобретен, чтобы привести в чувства Салтанат. Но уже просто открыв его, понятно, что тут разбудить можно любого, кроме мертвого.

Нашатырный спирт нужен был, чтобы уничтожить явные следы. К таким следам относятся пятна крови.  Нашатырь, помимо его медицинского применения, это общеизвестный факт, используется как основной элемент в ряде чистящих и моющих средств. В концентрации с водой он мгновенно испаряется и не оставляет собственных следов.  Возможно, этим нашатырем удалялись следы с дверей, пола, со стен, но он ни в коем случае не использовался для удаления отпечатков пальцев со стаканов, фужеров, бутылки. Тут явно продуманности Бишимбаева не хватило.

Почему следствие не обнаружило отпечатков пальцев Салтанат на посуде? Объяснение простое — Бишимбаев пил один, Салтанат с ним не пила».

О «гордом Куандыке»

В конце дня успела начать свое выступление адвокат Куандыка Бишимбаева Лейла Рамазан:

«Здесь в зале судебного заседания прозвучало, что Бишимбаев очернял потерпевшую Салтанат, но у Куандыка не осталось другого выхода. Либо он признаётся в одном из самых тяжёлых преступлений, предусмотренном Уголовным кодексом Казахстана, что означает для Куандыка положить голову на плаху, либо рассказывать на суде правду и ничего кроме правды, в том числе о Салтанат».

По словам адвоката, ошибка Нукеновой заключалась в её физической слабости, а ошибка Бишимбаева – его человечность.

Но выступления представителей защиты — это тема уже другого репортажа.

Прения продолжатся 3 мая в 9.30.

СПРАВКА

_

Куандык Бишимбаев до 2017 года занимал высокие посты на госслужбе.

_

В 2009-2010 годах работал помощником первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Был заместителем министра торговли и экономического развития, зампредседателя правления фонда «Самрук-Казына». С 2013 по 2016 годы возглавлял НУХ «Байтерек», а в 2016 году несколько месяцев занимал должность министра национальной экономики.

_

В марте 2018 года Куандык Бишимбаев был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к 10 годам лишения свободы, но   Назарбаев его помиловал, и в октябре 2019 года Бишимбаев вышел на свободу по УДО.

_

31-летняя Салтанат Нукенова — вторая супруга Куандыка Бишимбаева. С первой, Назым Кахарман, он развелся после освобождения из колонии

Все материалы по суду Бишимбаева:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.